Алексей Ильич Кравченко известен как выдающийся график, тончайший ксилограф, офортист и иллюстратор. При этом начинал он как живописец. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, занимался в студии Ш. Холлоши в Мюнхене. В годы Первой мировой войны увлекся гравюрой, но всю жизнь продолжал работать маслом: писал пейзажи, портреты, обнаженную натуру, претворяя свое поэтическое видение прекрасного. В самовыражении он был абсолютно свободен. Никогда не писал заказных картин и начиная с 1920-х годов не экспонировал свою живопись на выставках. Впервые его живописные работы были представлены на персональной выставке в 1973 году, после чего были приобретены российскими музеями. В истории советского искусства живопись Кравченко – довольно редкое явление абсолютной свободы творчества, не затронутого канонами господствующего стиля.
Кравченко родился на Волге, близ Саратова. Путешествовал по Италии, Франции, Греции, совершил поездку в Индию и на Цейлон, был в Нью-Йорке. Глубинные корни саратовской живописной традиции и влияние мировой художественной культуры сформировали художника-романтика, которому были присущи черты своеобразной классичности. В живописи стремление к монументально-декоративному решению композиции соединяется с острой, почти гротесковой экспрессией деталей и цветовых характеристик.
«Натюрморт с тыквами» – пожалуй, единственный известный нам классический натюрморт в творчестве Кравченко. Он исполнен под явным влиянием кубизма. При этом Кравченко использует эту стилистику очень индивидуально. Его интересует не аналитическое построение формы, а декоративные качества, позволяющие придать изображению большую активность и выразительность. Избирая большой формат полотна и используя привычные в обиходе живописца предметы, знакомые нам по многочисленным натюрмортам художников «Бубнового валета», Кравченко слегка пародирует известные образцы. Он разворачивает перед зрителем пространство, подобное театральной сцене. В центре – главные действующие лица – две тыквы, по бокам сопутствующие персонажи – бутылки, керамический стаканчик и тарелка, а обрамляет сцену драпировка, складки которой напоминают театральный занавес. Напряженная темная гамма синих, лиловых, терракотовых и охристых тонов и контрастная светотеневая моделировка форм подчеркивают нереальный бутафорский характер действа.
В 1919 году Кравченко начал работать в театре и поставил свою первую пьесу «Бова-королевич». Возможно, театральные впечатления стали источником композиционного решения натюрморта.