В портрете запечатлен хороший знакомый А.С. Голубкиной – живописец-пейзажист Василий Васильевич Переплётчиков, много помогавший ей. Он был известен как член Московского общества любителей художеств и один из учредителей Союза русских художников.
Портрет В.В. Переплётчикова – одно из первых в русской скульптуре произведений, выполненных в импрессионистической манере: пастозной рельефной лепкой, создающей бугристую, насыщенную светотенью фактуру. Добиваясь естественности композиции, что тоже характерно для импрессионизма, Голубкина намеренно придала позе художника раскованность и свободу.
Слегка наклонив голову, Переплётчиков устремил зоркий прищуренный взгляд на собеседника – Голубкина не раз наблюдала художника в общении, нередко беседовала с ним. Из непосредственного общения и родился портретный образ, который создает видимость случайного впечатления, но на самом деле стал результатом пристальных наблюдений. Целый ряд произведений в подобной импрессионистической манере был исполнен Голубкиной после возвращения в 1899 году из второй парижской поездки: камин
«Огонь» (1900, гипс),
портрет С.Т. Морозова (1903, гипс), два портрета М.Г. Срединой (
1903, гипс, и
1904, бронза; все – Третьяковская галерея).
Пластический язык А.С. Голубкиной имеет некоторое сходство с импрессионизмом Паоло Трубецкого (1856–1938). Он приехал в Россию в 1896 году уже сложившимся художником и быстро приобрел популярность изящной и виртуозно исполненной скульптурой:
«Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер» (1897),
«Московский извозчик» (1898),
«Портрет графа Л.Н. Толстого» (1899); все – Третьяковская галерея).
Однако внимательному зрителю очевидны и существенные различия между двумя самобытными мастерами. Для Паоло Трубецкого главной творческой ценностью было непосредственное наблюдение и воплощение во всей полноте прекрасного мгновения жизни. Его культура динамичного свободного мазка связана с итальянской скульптурной школой последней четверти XIX века. Произведениям же Анны Голубкиной всегда были свойственны образная глубина и структурная основательность, что роднило их с традициями русской скульптуры и творчеством Огюста Родена. Ее любовь к свободной фактурной лепке шла от возникшего еще в детстве чувства земли и ощущения красоты рабочей глины.
В 1932 году портрет был передан в дар государству родственниками А.С. Голубкиной и вошел в собрание мемориального музея-мастерской. После закрытия музея в 1952 году он оказался в Русском музее. В 1976 году музей-мастерская был воссоздан, и произведение вернулось в музей А.С. Голубкиной. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.