Салахов Таир (1928-2021)
Натюрморт с красным перцем
1977
Размер - 100 x 70
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2186
Пост. в 1984 от МК СССР; приобр. в 1983 у автора
У российско-азербайджанского художника Таира Салахова был особый дар – чувствовать время, не только видеть и слышать его, но и чутко реагировать на перемены и запечатлевать это движение в своих работах. Произведения художника разных лет поражают несхожестью, сменой эстетических ориентиров и пристрастий, отражая многоликий творческий образ мастера. Романтически приподнятой атмосферой «оттепели» наполнены его картины второй половины 1950-х годов, в 1960-х он выступил одним из зачинателей «сурового стиля».
В 1970 году Салахов приобрел дом в Нардаране – рыбацком поселке на берегу моря на Апшеронском полуострове, и в его творчестве прочно утвердилась апшеронская тема. Она раскрывается в двух жанрах, пейзаже и натюрморте, представляющих две грани бытия, и взятые вместе, они предстают на его полотнах как система особого художественного миропонимания.
Апшеронские натюрморты живописца, как правило, состоят из небольшого набора предметов. В этом случае – три разновеликих глиняных кувшина, разделочная доска и деревянная ложка, а между ними пламенеют стручки красного жгучего перца. Старый стол, на котором всё это выставлено, вынесен на ярко освещенную веранду нардаранского дома. Все здесь свидетельствует о незримом, но близком присутствии человека – и глиняные и деревянные изделия человеческих рук, и выращенные этими руками перцы.
За первым планом натюрморта следует пространственная пауза, благодаря которой стол превращается в своеобразный подиум, композиция приобретает монументальную ясность, а теплые оттенки глины, из которой сделаны кувшины, выразительно контрастируют с зеленью растений и бурым цветом почвы. Строгая последовательность горизонтальных полос садовых посадок сменяется глухим забором, а за ним открывается море с четким мелким пунктиром волн.
Композиция «Натюрморта с красным перцем» словно балансирует на грани внутреннего и внешнего пространства, демонстрируя диалектику перехода от замкнутого к безграничному. Внутреннее пространство дома беспрепятственно перетекает во внешнее, предметы повседневного бытового уклада органично вписываются в окружающее пространство, а натюрморт и пейзаж образуют единое гармоничное целое.