Голубкина Анна (1864-1927)
Дурочка
1921
Размер - 39 x 31 x 22
Материал - мрамор
Инвентарный номер - МГ СК-127
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Судя по названию, А.С. Голубкина выполнила портрет хорошо ей знакомой больной девушки. У нее худое лицо, запавшие щеки, простая прическа пучком. Есть воспоминания о том, что такая девушка была в Зарайске, ее знала вся семья Голубкиных. Она жила в своем добром сказочном мире, была уверена, что курочки гуляют по двору в «платьицах», которые им «сшила Анюта». Чистотой образа и исходящим от него светом произведение напоминает вырубленную из мрамора статую Марка Антокольского «Не от мира сего» (1887, Третьяковская галерея).
В бюсте скульптор применила необычный прием: она слегка тонировала поверхность мрамора. Этот же прием был использован ею в другом мраморном бюсте – «Нина» (1907, Третьяковская галерея). Он был призван придать образу экспрессию и современное звучание, усилить отрыв от академической традиции.
В бюсте «Дурочка» Голубкина решала сложную задачу – показать достоинство и красоту непохожего на других человека. Ей удалось создать трогательный образ доверчивой, способной на нерассуждающую любовь молодой женщины. В портрете выражено общерусское отношение к юродивым: в народе всегда жалостливо и в то же время почтительно смотрели на этих людей, цари и князья просили у них молитв о прощении.
Самое известное воплощение образа юродивого в русском искусстве – Василий Блаженный в поэме А.С. Пушкина «Борис Годунов» и в опере М.П. Мусоргского, с его известными словами: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит». Широко известен юродивый на картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1887, Третьяковская галерея). С сочувствием и симпатией изображает странников и божьих людей, приходивших к княжне Марье, Лев Толстой в романе «Война и мир».
В 1932 году портрет был передан в дар государству родственниками А.С. Голубкиной и вошел в собрание мемориального музея-мастерской. После закрытия музея в 1952 году он оказался в Государственном Русском музее. В 1976 году музей-мастерская был воссоздан, и произведение вернулось в Музей А.С. Голубкиной. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.