Парадный портрет М.А. Бек относится к типу «портрета-картины», как и исполненные Брюлловым ранее
«Всадница» (1832),
«Портрет графини О.И. Орловой-Давыдовой с дочерью Н.В. Орловой-Давыдовой» (1834). Изображена Мария Аркадьевна Бек, дочь сенатора А.А. Столыпина, внучка адмирала Н.С. Мордвинова, двоюродная тетка М.Ю. Лермонтова. За три года до создания портрета она вышла замуж за камер-юнкера И.А. Бека. На руках – ее годовалая дочь Мария, рожденная в этом браке. Впоследствии портрет находился в ее имении Ашитково Московской губернии, откуда после революции поступил в Национальный музейный фонд.
Двадцатилетняя модель портрета, известная петербургская красавица, спустя два года овдовеет, а затем выйдет замуж за Павла Вяземского, сына поэта Петра Андреевича Вяземского. Позднее Мария Аркадьевна будет заниматься благотворительностью, построит школу для крестьянских детей. «Прелестной представительницей русских женщин» назовет ее Лев Толстой.
Брюллов не испытывал личной симпатии к светской даме и называл ее за глаза Бекшей. Он отдал дань ее классической красоте, которую подчеркнул резким контрастным сочетанием багрового и темно-синего. Но главным образом живописец сосредоточил свое внимание на изображении обстановки богатого дома. Художник искренне любуется каждым предметом, как и костюмом модели – бархатным платьем, длинным меховым шарфом-боа и шелковой тканью накидки. Взгляд зрителя привлекают разные фрагменты картины – «энциклопедии» жизни русского дворянства. Хрусталь вазы с отражением окна, затейливая форма каминного прибора, напоминающая рисунок аляповатого ковра, – все в этой гостиной самоценно. Богатый антураж составляют также пышная рама картины, завитки которой созвучны узору обивки кресла и стены, цветам букета; изгибы каминной скульптуры, продолженные круглящимися объемами соседних предметов. Вместе с тем ее убранство избыточно, элементы обстановки вторят друг другу, словно отражаясь в зеркале. Самой поэтичной частью картины является каменный вазон, тонкая резьба которого подсвечена лучами невидимого солнца и рефлексами от яркой зелени сада.
В «Портрете М.А. Бек с дочерью» Брюллов переосмысляет форму «портрета-картины». Он насыщает полотно множеством сходных между собой деталей и тем самым акцентирует его декоративное звучание.