Портрет художника М.К. Клодта
Патрон шедевра
Крамской Иван (1837-1887)
Портрет художника М.К. Клодта
1871
Размер - 89 x 69
Материал - холст
Техника - масло. монохромная живопись
Инвентарный номер - Инв.650
Приобретено П.М.Третьяковым. Не ранее 1889
Михаил Константинович Клодт (1832–1902) – племянник скульптора П.К. Клодта, двоюродный брат художника-жанриста М.П. Клодта, посвятил себя пейзажному жанру. Он учился в Императорской академии художеств (1851–1858) в пейзажном классе. В 1858 награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу на три года. В 1858–1861 годах в качестве пенсионера Академии художеств жил в Германии, Швейцарии, Франции. В 1862 году удостоен звания академика, в 1864 стал профессором. С 1873 до 1886 года руководил пейзажным классом Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, Общества выставок художественных произведений.
Дружеские отношения Крамского и Клодта прервались в 1879 году после его негативной статьи о картинах А.И. Куинджи, экспонированных на 7-й передвижной выставке. Эту статью резко осудил Крамской, а также другие члены Товарищества, в частности И.Е. Репин и Н.А. Ярошенко. После данного конфликта М.К. Клодт вышел из рядов передвижников.
Монохромный портрет Клодта был впервые показан Крамским в 1871 году на 1-й передвижной выставке вместе с двумя другими также монохромными портретами пейзажиста Ф.А. Васильева и скульптора М.М. Антокольского. Появление такого феномена, как монохромный живописный портрет, безусловно, связано с увлечением фотографией. В начале 1870-х годов Крамской создает целую серию таких портретов, обрамленных белыми полями, как бы имитирующих фотографические отпечатки. Какая идея стояла за этим? Письма художника не содержат никакого комментария на этот счет. Но сам факт выбора именно этих работ для экспонирования на ответственной 1-й передвижной выставке говорит о значении, которое им придавал художник. Отказавшись от цвета и других чисто живописных приемов, живопись вступала с фотографией в своеобразное соревнование. В серии монохромных портретов чудится полемический смысл: будто Крамской пытается показать преимущества глаза художника перед объективом фотоаппарата; осмысленного, творческого воссоздания натуры перед ее механическим воспроизведением.