Два зарисованных на листе растения словно доносят до нас прохладные дни ранней крымской весны. Лист гармоничен по цвету: сдержанный зелено-серый цвет колючей ветки без листьев поддержан холодными зелено-голубыми красками небольшой скромной пушистой ветки с иголочками, явно мягкими, нежными. Несомненно, этот лист – один из первых, зарисованных Анной Голубкиной в Крыму, куда она приехала в марте (вероятно, даже в начале марта), приглашенная своей подругой Александрой Хотяинцевой, живущей в Мисхоре. Это была уже вторая поездка Голубкиной на юг, который годом ранее потряс ее дивными красками буйной в своем великолепии природы. В прошлый приезд она собирала гербарий, чтобы познакомить с растениями домашнюю детвору – племянников и соседских ребятишек. Однако на сей раз природа только пробуждалась от сна, гербарий было еще не собрать, да и состояние духа Анны Семёновны было не из лучших – скульптор стремилась в Москву из Зарайска, где она жила после возвращения из Парижа, но снять подходящую мастерскую было сложно и дорого.
Александра Александровна, которая из-за болезни не могла сопровождать подругу в прогулках, посоветовала ей рисовать понравившиеся растения и таким образом «собрать гербарий». Неожиданно Анна Семёновна увлеклась и активно стала рисовать растения. К концу пребывания в Крыму у нее накопилось около двухсот рисунков, которые она увезла с собой в Зарайск.
Для запоминания названий растений Голубкина почти всегда записывала их на полях листа, что сделала и в этой работе. Вид колючего японского лимона, или, как его еще называют, – горького апельсина, понциуса (по латинскому названию – Poncirus trifoliate), и позволяет утверждать, что рисунок сделан в марте. Листопадный кустарник понциус с красивой зеленой корой сбрасывает листья на зиму, и зеленовато-коричневые плоды, редко желтеющие в Крыму, остаются висеть на голых ветках. Лишь в конце апреля растение выпускает листья и зацветает. Однако на рисунке нет даже почек, а Анна Семёновна была очень точна в изображениях, что позволяет определить время пребывания Голубкиной в Крыму в 1910 году.
Второе растение, нежную веточку которого художница расположила в самом низу листа, она подписала как «Голубая лиственница». Но лиственниц в Крыму практически нигде нет, и, по заключению старшего научного сотрудника Никитского ботанического сада, кандидата биологических наук Веры Зыковой, сделанному в 2021 году, на листе изображен кедр атласский сизый, во многом схожий с лиственницей, так как его форма была получена путем прививки на атласский кедр плакучей ветви, найденной в Атласских горах в конце XIX века. Приезжие с севера часто принимают кедр за голубую лиственницу. Вполне возможно, что Голубкина могла видеть растения в Никитском ботаническом саду, где первые кусты понциуса были высажены еще в 1860 году, и вскоре стали использоваться по всему побережью Кавказа и на южном берегу Крыма.
Как и другие произведения Голубкиной с изображением растений, этот лист долгое время хранился в Государственном музее-мастерской А.С. Голубкиной, который был открыт в 1932 году и ликвидирован спустя двадцать лет. В 1976 году он вновь открыл двери посетителям. Лист был приобретен у бывшего директора музея и племянницы скульптора Веры Николаевны Голубкиной вместе с другими акварельными работами. С 1986 года, когда музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи, лист стал частью коллекции Третьяковской галереи.