Портрет Михаила Федоровича Протасьева
Патрон шедевра
Тропинин Василий (1780-1857)
Портрет Михаила Федоровича Протасьева
около 1847
Размер - 130,5 x 101,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.27327
Приобретено у Д.Я. Черкеса. 1948
Михаил Федорович Протасьев (1778–1848) – рязанский помещик, представитель военно-служилого дворянства, владел в Рязанской губернии землями, носящими название Протасьев угол.
Герои В.А. Тропинина привлекают простотой и непосредственностью. Они располагают к себе открытостью и задушевностью. Произведения живописца демонстрируют его интерес к будничной стороне жизни человека, его повседневным занятиям.
Портреты Тропинина сюжетны. Внимание к аксессуарам, характеризующим род занятий его героев, уютный мир их бытия приближают полотна к жанровой живописи. При этом предметное окружение обретает у художника самостоятельную жизнь. Ощущение реальности среды усиливает разлитый в пространстве картин мягкий естественный свет, лишенный светотеневых контрастов.
Искусству Тропинина свойственны черты сентиментализма и провинциального московского романтизма, не порывающего, в отличие от Петербурга, с художественными тенденциями прошлого столетия (XVIII века). Тропинин воплощает русский вариант бидермайера.
Некоторая нарочитость в трактовке образа Протасьева указывает на живость тенденций предыдущего столетия. Для многих работ московского художника характерен «халатный жанр». Герой изображен в халате, что обычно подчеркивало интимность (камерность) интонации портрета. Однако, в изображении М.Ф. Протасьва эта интимность мнимая. Под халатом мы видим жилет, застегнутый на все пуговицы, галстук, завязанный в сложный узел, белоснежную сорочку.
В руках у Михаила Федоровича – табакерка. В традициях учтивости старомосковского барства – угощать собеседника нюхательным табаком. Сорта табака поражали разнообразием: фиалет, а-ля-роз, лоделават и др. За спиной персонажа – фрагмент интерьера с тяжелой красно-коричневой драпировкой и городской пейзаж с крышами домов и куполами церквей. Зимой Протасьевы жили в Москве.
Художник мастерски передает фактуру ткани одежды портретируемого – зеленый бархат халата, со светлыми бликами в складках, столешницу красного дерева. Внимание к предметному миру сочетается в этом портрете с элементами репрезентативности, что выразительно подчеркивается приветливым и одновременно изящным жестом рук модели. Перед нами образ добродетельного, достойного человека, благородного дворянина. Известно, что М.Ф. Протасьев был масоном, и его жизненной программой был путь деятельного добра, указанный масонской философией. Но при необходимости он мог проявить твердость, требовательность и деловитость.
Это сочетание радушия и внутренней собранности и удалось запечатлеть Тропинину.
Авторское повторение портрета находится в Русском музее (не ранее 1847).