Боровиковский Владимир (1757-1825)
Евангелист Матфей
1810-1819
Размер - 43 x 43
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25584/3
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930.
Уменьшенные варианты-повторения икон из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в С.–Петербурге (Государственный Русский музей).
Казанский собор был освящен 15 сентября 1811 года. Красота внутреннего убранства огромного сооружения должна была внушать не только чувство благоговения перед Богом, но также демонстрировать достижения национальной живописной школы. Получить данный заказ было большой честью для художника, свидетельством о признании его заслуг, потому что для оформления интерьеров привлекали исключительно отечественных мастеров, наиболее успешных и талантливых.
Боровиковскому доверили одно из самых ответственных заданий: исполнение икон для Царских врат главного иконостаса. Традиционно в русских Православных храмах Царские врата украшаются шестью иконами: ликами Богоматери и Архангела Гавриила, представляющими сцену Благовещения, и изображениями четырех Евангелистов. Эскизы Боровиковского к Царским вратам были одобрены в 1804 году, а сами иконы закончены в 1810-м. Найденные художником образы были столь удачны, что мастер сам неоднократно копировал их для других храмов. Обладателем одной из таких копий и стала Третьяковская галерея. В 1819 году иконы Царских врат были литографированы В.И. Погонкиным и напечатаны отдельным изданием. Каждое изображение сопровождалось текстом, возможно, частично написанным самим художником.
Евангелист Матфей, в представлении Боровиковского, был древним стариком, которого он написал необыкновенно жизнеподобно. Возможно, мастеру позировала та же модель, что и для картины «Аллегория Зимы в виде старика, греющего руки у огня» (1810-е, Государственная Третьяковская Галерея). Правдивые черты и естественные жесты апостола контрастируют с идеальным, неземной красоты ликом ангела. "Святой Евангелист облечен в одежду странника, зеленого цвета; обнаженную по локоть мышцею пишет он первое свое благовестие: Книга Родства Иисуса Христа. Огнь премудрости и вдохновения блестит в его взорах".
Все шесть медальонов отличает тонкая манера исполнения и виртуозная техника, позволяющая причислить их к лучшим образцам религиозной живописи Боровиковского.
Кроме Царских врат для главного иконостаса мастер создал несколько икон для приделов Казанского собора. Для иконостаса придела Рождества Богородицы предназначалась икона Св. Великомученницы Екатерины (1804-1810, Государственный Русский Музей), уменьшенная копия с которой хранится в Третьяковской галерее. Для второго придела им были написаны иконы Св. царя Константина и Св. царицы Елены, а также прпп Феодосия и Антония Печерских, местонахождение которых сейчас неизвестно. Деятельность Боровиковского по украшению Казанского собора была высоко оценена Комиссией по возведению храма и самим императором. Мастер был пожалован бриллиантовым перстнем.