Групповой портрет служащих Петербургских Императорских театров
Патрон шедевра
Головин Александр (1863-1930)
Групповой портрет служащих Петербургских Императорских театров
1906
Размер - 107 x 152
Материал - холст
Техника - темпера, пастель
Инвентарный номер - Инв.1555
Приобретено Советом галереи. 1909
В истории русского театрально-декорационного искусства имя Александра Головина является одним из центральных. На протяжении двадцати лет он занимал пост главного художника Императорских сцен Петербурга, оформив десятки балетов, опер и драматических спектаклей для Мариинского, Александринского и других театров. Помимо блестящих, с безупречным вкусом созданных им художественных образов театральных постановок, Головин стал реформатором во многих технических процессах осуществления режиссерского замысла на сцене. Практически вся постановочная часть в театрах была им реорганизована, введено единоличное (одним художником) исполнение декорационного оформления, что придавало спектаклям стилевую цельность облика.
Более того, художник не ограничивался созданием лишь эскизов, зачастую сам принимаясь за росписи сотен метров декорационных холстов, тканей для костюмов, изготовление бутафории, так как считал, что задумка может быть точно воплощена на сцене только его собственными руками. Головин ввел новый принцип изготовления костюмов: для них стали вручную расписывать ткани, украшать аппликациями, разноцветными нитками, тесьмой, тем самым добиваясь имитации подлинных дорогих материй. Достигаемое разнообразие цветов и фактур позволяло при скромных затратах создавать сложные и красивые костюмы. Для выполнения этих задач Головин организовал при Мариинском театре костюмерную, красильную и бутафорскую мастерские, руководство которыми поручил квалифицированным мастерам.
Созданный им «Портрет служащих Императорских театров» является яркой иллюстрацией отношений художника к техническим работника сцены, чей труд он ценил не меньше выдающихся талантов оперных певцов, драматических актеров и балетных танцоров. На полотне Головин увековечил своих коллег, чья лепта в создании «театрального чуда» не менее важна, чем блистающая на сцене «звезда» театра. Так, художником изображены Александр Сальников, возглавлявший красильную мастерскую, Леонид Калинов, заведующий освещением Мариинского театра, и Василий Щеголев, занимавший ту же должность в Александринском театре.
Лаконичный по композиции и красочной гамме портрет написан Головиным словно на сцене одного из театров. Строгость серого фона позволяет акцентировать все внимание на самих моделях, на их мастерски, живо написанных лицах.