Вид Кутаиса
Патрон шедевра
Чернецов Никанор (1805-1879)
Вид Кутаиса
1857
Размер - 74,8 x 108
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9335
Поступило из Государственного музейного фонда. 1927
Путешествие на Кавказ Никанор Чернецов совершил в 1829-1831 годах, сопровождая графа П.И. Кутайсова в служебной поездке. Путь их лежал из Тифлиса через Карталанию (Гори и Сурамская крепость) в Имеретию (Кутаиси) до крепости Поти на Черноморском побережье, а затем вновь из Тифлиса во Владикавказ и Пятигорск. Результатом поездки стало свыше двухсот зарисовок, по которым позднее, иногда через несколько лет, в своей мастерской художник писал пейзажи маслом. Так был исполнен «Вид Кутаиси», древнего имеретинского города, расположенного в западной части Грузии на реке Риони. Его местоположение на крутых скалах определило название, которое происходит от слова «куато» (что в переводе с древнегрузинского означает «каменистый»). Город, имеющий давнюю историю, после русско-турецкой войны 1828-1829 годов присоединен к России.
Чернецов дает панорамный вид Кутаиси, раскинувшегося по обоим берегам извилистой реки. Город утопает в зелени. На переднем плане изображены руины дворца Гегути (начала ХII века), в котором когда-то жили грузинские цари. Разрушенный в начале ХIХ столетия дворец сохранился лишь в фрагментах стен, лестницы и полукруглого свода. На среднем плане справа показан монастырь Рождества Богородицы с руинами храма Баграта (начало ХI века), главного собора Грузии того времени. В нем был коронован на царство Давид IV Строитель. Стоящий на холме Укелериони монастырь был обнесен крепостной стеной, оставшейся от Кутаисской крепости, разрушенной в ХVII столетии. Напротив, на левом берегу – Еврейский квартал, застроенный жилыми домами. Завершает композицию на заднем плане гряда заснеженных Кавказских гор.
Для произведения характерна реалистическая трактовка архитектурных построек, деревьев, камней. Все детали Чернецов выписывает со скрупулезной точностью. Величие панорамы, необъятность просторов как бы соизмеряют человека с окружающим миром, наводя на размышления о бренности всего земного. Человеческая жизнь перед вечностью природы ничтожно суетна. Таковы идеи романтизма, выраженные мастером в пейзаже. Рассвет с его сложными световыми контрастами, придает полотну особую эмоциональность.
Картина происходит из собрания И.Е. Цветкова, владельца частной галереи в Москве.