Произведение из собрания Третьяковской галереи почти в точности повторяет по постановке фигур композицию «Мать», выполненную Дмитрием Цаплиным в 1937 году (местонахождение неизвестно), а также одноименный рельеф скульптора 1936 года (местонахождение неизвестно). Однако впервые к теме материнства художник обратился в своем творчестве в момент, когда у него для этого появился личный источник вдохновения. В 1931 году в Париже у Дмитрия Цаплина и Татьяны Лещенко родилась дочь Вера, которую в семье называли «Аленушкой». Время, проведенное с семьей на Майорке, куда они втроем переехали из Франции, когда Вере еще не исполнился год, стало одним из самых счастливых и плодотворных периодов в жизни художника.
Спустя десятки лет, все с тем же преклонением перед великой силой безусловной материнской любви, Дмитрий Цаплин снова создал свою интерпретацию вечной темы искусства. Композиция проста и безыскусна. Обнаженная женщина сидит, обеими руками держа свое дитя, и любуется им. В работе художника полностью отсутствует контакт героев со зрителем. Замкнутость композиции, акцент на внутренней взаимосвязи фигур передают атмосферу тихого, не выплескиваемого вовне материнского счастья.
Дмитрий Цаплин придерживался метода прямого высекания из твердого материала. Он работал в дереве и камне, минуя этап подготовительных эскизов и почти не прибегая к услугам помощников. В произведении «Материнство» прослеживаются ориентация на архаизирующую стилистику и черты примитивизма, органичного для творчества художника-самородка, прошедшего свой особый путь к вершинам скульптурного мастерства.