Портретная маска пожилой женщины, несомненно, была срезана Анной Голубкиной с полнофигурной композиции
«Старость», созданной в Париже, где в 1898 году она брала уроки у великого французского скульптора Огюста Родена. Учитель советовал подождать с исполнением фигуры в натуральную величину, но Голубкина, заручившись поддержкой мастера, решила лепить большую скульптуру. Художница пригласила позировать натурщицу, которая ранее была моделью ее учителя при создании композиции «Та, которая была прекрасной Ольмьер».
Скульптура Родена – это, скорее, бытовое решение образа: старуха горюет об утрате юного тела. В отличие от учителя, Анна Голубкина невербально рассказывает зрителю, что за отрешенностью женщины в «Старости» стоит не просто обыденный сюжетный мотив, но внутреннее осмысление прошлого, смиренное принятие пережитого.
В музее-мастерской хранятся две маски к скульптуре «Старость», а также фотография, сделанная в парижской мастерской, на которой запечатлена Голубкина, стоящая возле работы. На первый взгляд произведение кажется именно тем, что хранится сегодня в музее-мастерской, но при детальном рассмотрении обнаруживаются существенные различия. Маска, по всей вероятности, является одним из вариантов лица: известно, что в какой-то момент Голубкина вырезала с уже почти готовой скульптуры маску и начала лепить лицо вновь. Возможно, это было сделано не один раз. О том, что маска была снята с уже готовой скульптуры, свидетельствуют пальцы кисти от подпирающей склоненную голову руки, оставшиеся на лбу старухи справа. Вероятно, маска расценивалась Голубкиной как удачная и была привезена ею в Москву, где она воспроизвела скульптуру вновь.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. С 1986 года собрание мемориального музея-мастерской вошло в состав Третьяковской галереи.