Творческий путь Венецианова начинался с небольших пастельных портретов, сделанных на заказ. Техника пастели позволяла работать быстро, передавая сходство с моделью, но не утомляя ее длительными сеансами. Ряд подобных работ хранится в отделе графики Третьяковской галереи. Исполненные в стилистике камерного графического портрета начала XIX века, они отличаются скромностью изобразительных средств и деликатностью отношения к натуре. В дальнейшем, обращаясь к портрету уже в своей живописи, он преимущественно изображал своих родных и знакомых.
Портреты жены и дочерей занимают в творчестве Венецианова, дорожившего своим семейным очагом, особое место. Художник пишет свою старшую дочь Александру (1816–1882) в годы безоблачного семейного счастья, создавая один из лучших детских образов. Козырек оранжевого капора красиво обрамляет нежное курносое детское личико с пухлыми губами. Внимательно смотрят куда-то в сторону голубые глаза смышленой девочки. Прогулочное платье из бледно-зеленой ткани с капюшоном и розовой отделкой мягко контрастирует с цветом головного убора, создавая изысканную и выразительную гамму. Письмо небольшими мазками, с осторожным касанием кисти тонко выявляет объемную форму и фактуру предметов. Создан шедевр, пленяющий и образом ребенка, и живописной работой.
После смерти жены художник относился к своим девочкам – старшей Сашеньке и младшей Фелицате, с трогательной заботой и любовью, радуясь взрослению дочерей, печалясь из-за болезней: «Малюты мои меня утешают своими успехами и невинными чувствами», – писал он друзьям. Александра проявила художественные способности и стала заниматься рисованием и живописью, прислушиваясь к советам отца. Впоследствии написала о нем подробные воспоминания, с любовью воссоздав образ талантливого и скромного, достойного и мудрого человека, которого любили и ценили все его знавшие. В Третьяковской галерее хранится ее работа
«Старик крестьянин», а в Тверской областной картинной галерее – картина «Почтовая станция».