«Сокол» был выполнен Дмитрием Цаплиным вскоре после возвращения на родину из зарубежной командировки, продолжавшейся восемь лет. За это время в городах Франции, Испании и Англии художник, прежде создававший скульптуры из дерева, блестяще овладел техникой работы в камне. Этот материал позволил мастеру иначе ощутить сопротивление массы инструменту, привнеся в его творчество новые средства художественной выразительности: утяжеленность форм, архитектурный принцип построения композиции, экспрессионистический прием гиперболы. В музеях Европы наиболее сильное впечатление на Дмитрия Цаплина произвела египетская скульптура. Знакомство с ней укрепило в нем понимание таких качеств, как архитектоничность и монументальность, послужило отправной точкой для дальнейшего совершенствования собственного стиля.
Птицы, созданные Дмитрием Цаплиным, больше чем другие его работы анималистического жанра напоминают о скульптуре Древнего Египта как о главном ориентире и источнике вдохновения художника. Для таких произведений мастера, как «Сокол» и
«Орел» из собрания Государственной Третьяковской галереи, характерны симметрия, ясная и цельная форма, чистота линий. Их образы лишены всего второстепенного, суетного, случайного.
В представленной скульптуре художник обратился к излюбленному приему гиперболы, преувеличив размер могучих когтистых лап, которыми сокол вцепился в камень. Только заключенное в них напряжение, выражающее готовность к действию, выводит из состояния абсолютной статики застывшую величественную фигуру птицы. «Сокол» в трактовке Дмитрия Цаплина словно отрешен от мира, значителен в своем гордом одиночестве. Холодный и неприступный, он будто окаменел, стал продолжением камня, на котором сидит, подобием скалистого утеса.