На листе с четырьмя строго симметрично расставленными цветущими побегами изображены неприхотливые, незаметные, скромные растения, растущие на полянах, пустошах, просеках, вдоль дорог. Анна Голубкина улавливала в невзрачных травках особую красоту. Рядом с изображением она записывала ботаническое название, что свидетельствовало о хорошем знании ею флоры.
По свидетельству родных, «крепко любила она природу русскую, коренную, свою...» Племянница Вера Голубкина, впоследствии директор Музея-мастерской А.С. Голубкиной, вспоминала, что «из цветов она любила только полевые. Про садовые цветы она говорила, что они грубые, не находила в них тех тонких тонов, которые ощущала в полевых цветах». Проводя лето в Зарайске, Анна Семёновна ходила на прогулки, во время которых собирала полевые и луговые цветущие растения, а дома рисовала их. Возможно, она использовала листы для занятий с детьми.
С ботанической иллюстрацией как направлением в искусстве Голубкина могла познакомиться во Франции, когда жила в Париже во время учебы (1890-е – 1904). Первые листы своего «гербария» она создала во время второй поездки в Крым в 1910 году, когда впервые стала зарисовывать растения. До наших дней дошло около 300 листов акварельного гербария А.С. Голубкиной (1910–1927), в который вошло более 400 видов растений. В собственном «травнике» художница изображает растения, не заботясь о передаче светотени и объема, что сближает ее рисунки с иллюстрациями средневековых книг. Но сам принцип изучения растения и изображения с натуры восходит к открытиям в этой области художников эпохи Возрождения.
Акварельный гербарий Анны Голубкиной никогда не экспонировался и был известен лишь узкому кругу друзей. Впервые его представили в 1944 году на выставке произведений А.С. Голубкиной к 80-летию со дня рождения скульптора. Председатель оргкомитета Союза художников СССР А.М. Герасимов, выступая в июне 1943 года на VIII пленуме Союза художников, эмоционально рассказал: «Я недавно был просто поражен одним фактом... Как-то ко мне в мастерскую пришла племянница Голубкиной, принесла папку с рисунками и просила моего совета – стоит ли обнародовать... Когда я просмотрел их, я был поражен тем, что около 250 листов бумаги было исписано акварелью с наших полевых листов и разных травок... Вот какая беспредельная любовь к русской природе была у этой замечательной художницы».
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший его директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист вместе с целым рядом других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.