Похитонов Иван (1850-1923)
После захода солнца. Барбизон
1889
Размер - 13 x 26,9
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1851
Дар П.М.Третьякова в 1896 Приобр. у автора
Иван Павлович Похитонов сочетал в своем творчестве проникновенно-поэтический взгляд на мир – природу, повседневную жизнь людей, свойственный русскому «пейзажу настроения», с истинно французской изысканностью живописи и строгой требовательностью к живописным качествам произведений.
В конце 1870-х – 1880-е годы Барбизон и его окрестности становятся основным местом приложения творческих сил мастера. Пейзажные произведения Похитонова, написанные там, свидетельствуют о влиянии на творчество художника Алексея Боголюбова, высоко ценившего искусство барбизонцев и настоятельно советовавшего молодому художнику исследовать их творчество, а также самому поработать в Барбизоне на пленэрах. Похитонов внял этим советам, но для него было важным не только изучать живопись французских пейзажистов, богатую тонкими валерами, световыми и цветовыми нюансами, тончайшими эффектами пленэра, которую он мог видеть в музеях и частных коллекциях, а также самому использовать излюбленные пейзажные мотивы и освоить саму эстетику художников Барбизонской школы.
В восьмидесятые годы полностью складывается живописная манера Похитонова, оставшаяся почти неизменной до конца его жизни. Он пишет свои картины на небольших подготовленных дощечках красного или лимонного дерева тонкими кистями, иногда микроскопических размеров, накладывая краски точными мелкими мазочками, использует мастихины, рыбьи кости и скальпели, пользуется во время работы лупами и специальными сдвоенными очками. Благодаря использованию всех этих средств он добивается полной законченности картины, сохраняя при этом свежесть непосредственного восприятия натуры, «свежесть первого впечатления».
Картина «После захода солнца. Барбизон», с эмоционально переданным переходным состоянием природы, «по-барбизонски» изменчивым и тревожным, в освещении лучей заходящего солнца, отбрасывающего желтовато-оливковые отблески, пробивающиеся сквозь тяжелые свинцовые облака, типична для такого рода произведений.