Крамской Иван (1837-1887)
Помпея
1876
Размер - 23,3 x 31
Материал - бумага
Техника - акварель, белила
Инвентарный номер - Инв.21165
Приобретеноу А.П. Лангового. 1936
В процессе работы над живописным полотном «Хохот. (Радуйся царь иудейский)» (Государственный Русский Музей) И.Н. Крамской, как он сообщает в письме И.Е. Репину, планировал путешествие на юг Италии и далее - в Иерусалим для этюдов к задуманной картине. План поездки включал в себя посещение археологических раскопок в Помпеях с целью изучения стиля древнеримских построек, что было необходимо для передачи исторической атмосферы, верности изображения места действия, происходящего во двор претории Пилата: «Ночь перед рассветом. ..внутренность двора, потухающие костры».
Только в 1876 году художник смог осуществить задуманное и то –лишь частично. Путешествие в Палестину не состоялось. Окрестности Неаполя, древние Помпеи произвели на художника сильнейшее впечатление, он называл эти места «лучшим, вероятно, уголком Европы». Плод этого восхищения - прекрасные натурные этюды, возможно, самые поэтичные и эффектные акварели во всем наследии И.Н.Крамского. Пейзажи, в которых цвет, словно напоен ярким светом и солнцем, уже не столько подготовительный материал к картине, сколько самоценные шедевры, открывающие малоизвестную грань мастерства Крамского – его дар колориста. Яркая, праздничная красочность работ находится в неком противоречии выдвигаемыми Крамским эстетическими идеалами, возможно поэтому блистательный колористический талант Крамского, отличающий помпейские акварели, был практически невостребованный далее на его творческом пути.