Левицкий Дмитрий (1735-1822)
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве
1787
Размер - 61 x 50
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5112
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея. 1925
Александр Павлович (1777–1825) – старший сын императора Павла I и его супруги Марии Фёдоровны. Воспитанием будущего Александра I, как и его брата Константина, занималась венценосная бабушка Екатерина II. Она заложила новые принципы образования наследников престола, основанные на идеалах Просвещения. В письмах к барону Гримму императрица делилась своими мыслями по этому поводу: «У меня только две цели в виду: одна – раскрыть ум для внешних впечатлений, другая – возвысить душу, образуя сердце». Большое значение придавалось развитию в детях таких добродетелей, как умение быть сострадательными, любовь к труду. Когда Александру исполнилось семь лет, был приглашен целый ряд учителей. Главным наставником был назначен Н.И. Салтыков, которому Екатерина II вручила собственноручно ей написанные «Наставления» по поводу задач воспитания. Особая роль принадлежала Ф. Лагарпу, преподававшему французский язык и географию. Ставший для наследника старшим другом и близким собеседником, он также проповедовал ему просветительские идеи об «идеальном человеке».
Левицкому был близок такой педагогический подход, что нашло отражение в концепции портретного образа. Художник изобразил великого князя обычным ребенком, подвижным, непосредственным, наполненным живыми эмоциями и переживаниями. Он создает интимный камерный портрет, рассказывающий не о великом предназначении венценосного наследника престола, а о неповторимой личности десятилетнего ребенка. Во взгляде больших внимательных глаз, в легкой улыбке можно прочесть живое участие, отзывчивость и благосклонное отношение к зрителю. Именно таким, общительным и контактным, великий князь был в десятилетнем возрасте по отзывам современников.
О высоком сане мальчика напоминают только знаки высших орденов Российской империи: Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского. Художник избегает каких бы то ни было аллегорических атрибутов и символических деталей. Для XVIII века, когда детей было принято изображать как «маленьких взрослых», играющих свою социальную роль, Левицкий использует новаторский подход, в чем-то предвосхищающий эпоху романтизма. Найденное образное решение мастер не единожды использовал в камерных детских образах. В том же ключе решены им портреты девочек Воронцовых (конец 1780-х – начало 1790-х, Государственный Русский музей).