Причащение умирающей
Патрон шедевра
Венецианов Алексей (1780-1847)
Причащение умирающей
1839
Размер - 76,3 x 95,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5062
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музеев. 1925
Обратившись к печальной теме ухода человека из земного мира, Венецианов стремится не заострить драматизм ситуации, а передать торжественность последних скорбных минут прощания. Фигура умирающей и смертное ложе ярко освещены, молодая женщина, которую бережно поддерживает на подушках крестьянка, исповедовалась и получила отпущение грехов. На первом плане картины изображен священник и сослужащий ему дьякон – они только что совершили над ней таинство елеосвящения. Поодаль замерли крестьяне: мужчины, женщины, дети. Никто не рыдает, а все ждут и молятся. На лицах людей запечатлелось выражение благоговейного состояния, ожидание близости перехода человеческой души в мир иной.
Расшитый полог над кроватью, мягкие подушки и тщательно заправленные простыни, большая икона в пышном позолоченном окладе, позы людей, на уважительном расстоянии окруживших больную, – все позволяет считать, что изображена кончина молодой барыни. Композиция проникнута тем скорбным и одновременно духовно просветленным настроением, которое напоминает о краткости человеческого бытия и необходимости стоического примирения с неизбежным.
В январе 1837 года Венецианов перенес тяжелую болезнь, которая, возможно, и побудила его обратиться к теме кончины человека. Не изгладилась из памяти художника и потеря супруги, скончавшейся в 1831 году во время холерной эпидемии.
Картина происходит из собрания известного коллекционера Ф.И. Прянишникова. Впервые она экспонировалась на академической выставке в 1839 году под названием «Причащение святых тайн больной женщины».