Голубкина Анна (1864-1927)
Дама
начало 1910-х
Размер - 44 x 35,5 x 21,5
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-168
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
«Дама» – портрет неизвестной нам женщины, но А.С. Голубкиной она, вероятно, была хорошо знакома. Трудно сразу сказать, чем привлекла скульптора модель. У нее вполне заурядная внешность, неброские черты лица. Вероятно, она была немногословна, может быть, замкнутая, «вся в себе». Выразительные средства портрета тоже очень скромные. В нем нет ни поражающих воображение эффектов, ни броских деталей; он очень простой и «тихий».
И все же, в какой-то момент зритель ловит себя на том, что начинает что-то важное понимать в женщине, постепенно разгадывает ее. Он видит свет, чистоту, тихий покой внутреннего мира, «грацию души», как сказал поэт. Как никогда уместны здесь слова знаменитого стихотворения Николая Заболоцкого:
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
В возможности постижения скрытого в человеке для поспешного равнодушного взгляда и состоит мастерство портретиста, а им Голубкина владела в совершенстве. Всё, что ценила она в своей знакомой, средствами своего искусства художница смогла сделать достоянием зрителя.
Прекрасные черты, которые зритель раскрывает для себя в модели, в полной мере воплотились в мраморном варианте произведения – «Женщине в чепце» (1912, частное собрание).
По мнению зарайского краеведа Владимира Ивановича Полянчева, в портрете могли быть запечатлены черты Аграфены Матвеевны Обуховой-Богдановой, зарайской жительницы, проживавшей в семье брата скульптора – Николая Семёновича Голубкина. Возможно, она среди других была поденной работницей.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. В 1986 году фонды мемориального музея вошли в состав Третьяковской галереи.