Настроения ожидания, добрых предчувствий и надежд наполняют «Гладиолусы» Таира Салахова. Скромный, далекий от пафоса и декларативности натюрморт стал одним из самых ярких манифестов наступившей в конце 1950-х оттепели.
В это время обнадеживающие перемены в обществе ощущались художниками как возможность свободы творчества, отмены ограничений, предписанных официальной идеологией. Жизнь частного, отдельного человека выдвигалась в центр внимания общества и государства.
Одновременно с поворотом культуры к искренности, к отказу от заданных тем возрождалась мода на киностилистику и авангардные, экспериментальные приемы 1920-х годов, в том числе на монтаж.
В «Гладиолусах» Таир Салахов воспользовался этим эффектом и совместил два плана: близкий - открытое окно и дальний - глубокий колодец двора. На подоконнике распахнутого настежь окна — цветы в банке. Внизу во дворе, у дома напротив, стоит «Победа» и рядом с ней те, кто собирается в путь. Поставленные в простую стеклянную банку несколько хрупких цветочных стеблей с подсвеченными утренним солнцем алыми цветками как стрелы перечеркивают серую стену с темными квадратами окон. Цветы стоят на облупившемся, ярко освещенном подоконнике, где у окна нет «рамок». Непринужденно, без малейшего нажима на полотне возникает образ зарождающейся надежды и столь желанной, ничем не ограниченной свободы.
Время в картинах Салахова всегда символично, и сейчас это — утро, начало дня, а вместе с ним — начало большого пути, начало новой и, как всем тогда хотелось, долгой и счастливой жизни.