Портрет А.Д. Литовченко
Патрон шедевра
Крамской Иван (1837-1887)
Портрет А.Д. Литовченко
1878
Размер - 99,8 x 70,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.671
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1884
Александр Дмитриевич Литовченко (1835–1890) – исторический живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок, один из авторов росписей храма Христа Спасителя в Москве. Крамского и Литовченко связывала многолетняя дружба, носившая иногда неровный характер.
Современник писал о необычной внешности Литовченко, напоминавшей суровых отшельников и аскетов, а его большие черные глаза с приподнятыми густыми бровями светились жизнью. Словесному портрету современника вторит образ художника, воссозданный на полотне кистью Крамского. К моменту создания портрета художников связывали более чем 20-летние взаимоотношения – Литовченко способствовал поступлению Крамского в Академию художеств и обучал его в ту пору рисованию с гипсовых слепков.
Свойственная портретам Крамского композиция фигуры, развернутая в три четверти, художником сохранена, но притягателен здесь сам живописный прием и цветовая гамма. Любопытно, что в процессе работы над портретом в поисках пространственного решения композиции художник сделал надставку холста. Герой, изображенный на нежно-оливковом фоне, облачен в едва дописанное художником коричневое пальто. Литовченко небрежно держит сигарету в руке, словно беседует с Крамским. Взгляд, поза модели, сама манера написания портрета говорят о «случайности», будто бы сиюминутности создания полотна.
Невероятная свобода и почти импрессионистическая легкость, живость исполнения произведения, представленного на 7-й выставке ТПХВ, вызвала восхищение композитора М.П. Мусоргского, восторженно писавшего: «Подойдя к портрету Литовченко, я отскочил… Что за чудодейный Крамской! Это не полотно – это жизнь, искусство, мощь. Искомое в творчестве». Критичный к своему творчеству Крамской считал полотно одним из своих удачных произведений и хранил его у себя дома. Лишь давнишняя денежная задолженность Третьякову вынудила расстаться художника с картиной в 1884 году.