Голубкина Анна (1864-1927)
Портрет Е.П. Носовой (урожденной Рябушинской)
1911
Размер - 60 x 34,5 x 31
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-138
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Евфимия Павловна Рябушинская (в замужестве Носова, 1883 – 1976) – жена фабриканта Василия Носова, происходившая из известной династии успешных предпринимателей и коллекционеров Рябушинских. Она собирала картины русских художников XVIII–XIX веков. Как и ее братья, Рябушинская имела намерение передать свою коллекцию Москве. Сейчас в Третьяковской галерее среди прочих представлены такие вызывающие неизменный интерес зрителей произведения из ее собрания, как «Портрет неизвестной в розовом платье» кисти Ф.С. Рокотова, «Портрет графини Урсулы Мнишек» работы Д.Г. Левицкого, «Портрет А.А Челищева» О.А. Кипренского.
Искусство художников начала XX века в собрании Рябушинской было представлено портретами самой собирательницы. Ее портреты писали художники К.А. Сомов (1911) и А.Я. Головин (1916). «Днем к нам на файфоклок приезжала и другая моя модель, Носова, оказавшаяся очень и очень интересной для живописи, — писал Сомов сестре Анне Андреевне. — Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым взглядом и очень нарядная, хорошего вкуса при этом».
Познакомившись с Евфимией Павловной скульптор Анна Голубкина задумала выполнить ее портрет в мраморе. Работа над образом началась с натурного этюда в глине, который, как это заведено у скульпторов, был отлит в более прочном материале – гипсе. Голубкина, обойдя вниманием изящный наряд модели и ее сложные головной убор и прическу, сосредоточилась на ее внутреннем состоянии. Угадав ее гордый и непокорный нрав, она передала его в надменном взгляде поверх зрителя. Это не было критическим отношением к модели, как можно подумать при поверхностном подходе. Напротив, Голубкина, проникнув «в тайные уголки человеческого духа», любовалась свободой и широтой ее натуры. «Под оболочкой светской дамы она искала и выявила черты волжской вольницы ее предков», – рассказывала, вероятно, со слов скульптора, ее близкая подруга Любовь Губина. Зрители видели в портрете пример нового искусства, передающего черты современного человека с его сложной противоречивой натурой, в которой соединяются пласты разных культур, прошлого и настоящего.
В мраморном портрете все эти черты смягчились, переняв благородство и чистоту белоснежного камня. Однако и в таком варианте портрет показался заказчице неприемлемым, и она отказалась его оплатить. Такая реакция заказчицы была для скульптора неожиданной. Голубкина очень любила портрет, называла его «мой белый ландыш». Попытавшись искать решение образа заново, поняла, что уже нашла, то что искала, она оставила попытки изменить портрет в угоду вкусам заказчика. Сейчас мраморный бюст экспонируется в Русском музее.
Бронзовый отлив с оригинала в гипсе был выполнен уже в конце 1930-х годов. Сотрудники созданного в 1932 году Мемориального музея-мастерской А.С. Голубкиной директор музея – племянница скульптора – Вера Николаевна Голубкина и научный сотрудник Сергей Иванович Лукьянов исполняли волю и желание скульптора о переводе работ из недолговечного материала гипса в более прочные. В 1952 году музей был ликвидирован. Отлив, как и другие произведения скульптора, был передан на хранение в Государственный Русский музей и вернулся в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен.