Портрет неизвестной с циркулем в руке и с лежащим на столике фрейлинским шифром
Патрон шедевра
Боровиковский Владимир (1757-1825)
Портрет неизвестной с циркулем в руке и с лежащим на столике фрейлинским шифром
Начало 1800-х
Размер - 88 x 69,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9040
Поступило из Государственного музейного фонда. 1927
Неоконченный портрет типичен по стилистике и манере письма для кисти Боровиковского. Полотно дает представление о том, как выглядели работы художника без верхнего слоя лессировок – тончайших слоев живописи. Изображена молодая дама в модном платье-тунике. Его короткие узкие рукава, прическа из натуральных, возможно, напудренных по традиции минувшего века, волос позволяют датировать картину началом 1800-х годов.
Изобразительные мотивы портрета характерны для работ Боровиковского: каменный постамент, дымчатая зелень на фоне лазурного неба, полка с книгами. Вместе с тем портрет необычен по своей иконографии. Юная модель представлена в условном пространстве рабочего кабинета. Как правило, такие изображения отсылали к деятельности мужчин – министров, сенаторов, генералов, писателей и поэтов. Здесь же, в антураже кабинета с атрибутами ученых занятий, глобусом и книгами, представлена молодая аристократка. Циркуль в ее руке и лежащий рядом наугольник принадлежат к масонской символике, как и подлокотник кресла, представляющий собой скульптурное изображение сфинкса, смотрящего в сторону зрителя. На таком же кресле представлен Боровиковским на миниатюрном портрете А.Ф. Лабзин (1805), основавший в 1800 году масонскую ложу «Умирающий сфинкс».
Однако в масонские ложи этой эпохи женщины не допускались. Замысел портрета, состоящего из неких символов и эмблем, остается неразгаданным. Поэтому не удается определить изображенную персону. При поступлении картины в галерею она считалась Е.Р. Дашковой. Оборот полотна содержит наклейку со старинной надписью пером: «Портретъ княгини Дашковой Писалъ Владимiръ Лукiчъ Боровиковскiй <…> Оспа попрепятствовала кончить, потому что чрезвычайно ее обезобразила». Пометка сделана художником Иваном Бугаевским-Благодарным, получившим портрет из мастерской автора после его смерти. Живописец Бугаевский прожил долгую жизнь и, вероятно, спустя десятилетия после создания портрета надписал его оборот. Он мог перепутать свои воспоминания, связанные с историей какого-то другого заказа, выполненного Боровиковским. Возраст дамы, черты ее лица, фрейлинский шифр с вензелем Екатерины II, лежащий рядом, не подтверждают эту атрибуцию.