Явление Иисуса Христа с Голгофским крестом молящейся Е.Ф. Татариновой (?)
Размер - 44 x 34
Материал - картон на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.24921
Поступило из Государственной закупочной комиссии (Ленинград). 1938
Религиозные композиции мистического толка, такие как представленная картина, появились в творчестве В. Боровиковского в последние годы жизни, когда он стал членом секты «Духовный союз», основанной Екатериной Филипповной Татариновой (1783–1856). По заказу вдохновительницы секты живописец писал много икон и картин, в том числе изображающих членов «Союза».
Аналогичная, но более законченная и проработанная композиция, имеющая название «Исцеление И.А. Гулимовой» (начало 1820-х), хранится в Русском музее. Название было установлено на основании расшифровки надписи на картуше, который держит ангел в левом нижнем углу. Гулимова, будучи больна в течение четырех лет, увидела сон, в котором она присутствовала в великолепном храме, а «светоносный Муж» благословил ее и «дал облобызать спасительный крест». После этого сна больная начала выздоравливать. Слухи о чудесном исцелении девушки, произошедшем в Нижнем Новгороде в апреле 1821 года, дошли до Петербурга.
Написанная в эскизной, свободной манере картина из Третьяковской галереи послужила, вероятно, подготовительным материалом для аналогичной композиции из Русского музея. Христос, выходящий из алтаря в золотистых одеждах в окружении сонма херувимов, предстает в образе доброго пастыря и действительно словно является источником света, наполняющего все вокруг. Его плавные, неторопливые движения, его снисходительный взгляд внушают зрителю веру в возможное спасение души. Предстающая перед Спасителем героиня полотна своей смиренной позой с покорно сложенными на груди руками, скорбным выражением лица, с поникшим взглядом является образцом благочестия.
Моменты встречи горнего и дольнего мира зафиксированы, как правило, в описании событий Священной истории. Нередко они становились сюжетами не только икон, но и академических картин. Многие художники обращались к изображению таких сцен, как «Уверение Фомы», «Преображение», «Хождение по водам» и других. В истории русского искусства подобные примеры чаще всего можно встретить, пожалуй, в творчестве А.А. Иванова, начиная с его главной картины «Явление Христа народу» (1837–1857) и ранней композиции «Явление Марии Магдалине» (1835, Русский музей) и заканчивая его рисунками и библейскими эскизами («Хождение по водам», «Явление Христа при море Тивериадском», «Явление Христа ученикам после Воскресения»). В отличие от других художников, Боровиковский обращается к теме столкновения реального и божественного на примере случая из недавнего прошлого. Возможно, по этой причине его картина отличается повышенной эмоциональностью. Она сохраняет эффект присутствия мастера при событии и передает его непосредственные впечатления от происходящего. Это свидетельствует о напряженных религиозных исканиях художника, его истинной, глубокой вере в Бога.