Иван Павлович Похитонов – один из самых оригинальных пейзажистов в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Живописная манера, выработанная художником, позволяла ему при очень малом размере картин выразить все живописное богатство пейзажа, нюансы природы разных стран, поэзию каждодневной жизни французских и бельгийских, русских и украинских крестьян и обитателей пригородов. Большую часть жизни он жил вне России – во Франции, Италии, Бельгии, но никогда не терял связи с родиной. Его произведения, наделенные изяществом миниатюрной живописи, строгой красотой композиционного построения, богатством и ювелирной точностью колористического решения, удостоились самых высоких похвал взыскательных французских критиков. Они восхищали мастеров русской живописи – Илью Репина, Василия Поленова, Алексея Боголюбова. «Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет – никак не поймешь… Чародей!» – говорил о творчестве Похитонова Репин. «Волшебством» называл его живопись Василий Бакшеев. Картины художника ценил Павел Третьяков. В общей сложности он приобрел 23 произведения мастера.
Миниатюрный формат картин Похитонова позволял ему наиболее ярко проявить присущую ему точность цветового восприятия. В картинах мастера преобладает «неяркая, благородно-изящная цветовая гамма». Это «благородство» живописной поверхности достигалось им благодаря глубокому знанию особенностей материалов, мастерскому использованию техники послойного письма с употреблением тонов разной насыщенности и оттенков, а также разнообразию приемов работы с фактурой. Все это позволяло сохранять звучность и чистоту цветовой палитры. «Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы» – одно из произведений, написанных в первой половине 1890-х годов в городке По, расположенном в юго-западной Франции у склонов Пиренеев, на берегу реки Гава. Художник здесь много работал в 1880-х – начале 1890-х годов. В картине развернута простая, строго уравновешенная композиция с чередованием планов, при котором достигается ощущение глубины пространства с ясными далями, мягко освещенными весенним солнцем. На переднем плане изображены фигуры прачек, работающих на берегу. Если вглядеться внимательнее, увеличивая изображение, в ней появятся все новые и новые детали. Можно увидеть даже выражение лиц прачек и, кажется, услышать их звонкие голоса, сливающиеся с весенним гулом пробуждающейся природы. В картине, благодаря строго выверенной композиции, тщательно разработанному колористическому решению, изысканности цветовых отношений, воссоздано радостное настроение природы и людей в пору ранней весны. Сам художник считал ее одной из наиболее «удачных вещей», о чем писал Павлу Третьякову.