Голубкина Анна (1864-1927)
Пророк. Эскиз на стихи А.С. Пушкина
1904
Размер - 52 x 60 x 43,5
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-192
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной.1986
Композиция изображает рассекающих пространство в стремительном полете библейского пророка и ангела за его правым плечом. Вместе они образуют одно целое, и единство масс становится воплощением духовного единства. Произведение Анны Голубкиной воспринимается как зримый образ слов «исполнись волею моей», с которыми Пророк обращается к Поэту. В то же время это претворенный образ самой сути пророческой миссии: принести людям Слово Божие.
«Пророк» – одна из ранних скульптур Анны Голубкиной на христианскую тему, которые всегда были согреты у художницы искренностью и теплом чувств. «Пророк» вылеплен легким, светоносным мазком, в самобытном авторском стиле, создавшем Голубкиной славу самого крупного в России скульптора-импрессиониста.
Анна Голубкина была почитательницей таланта Александра Сергеевича. Ее близкая знакомая вспоминала о чувствах скульптора к поэту: «А Пушкин? – посмотрела она на нас просветлевшими из-за нависших бровей глазами. – Видели, как в лесу под зеленым таким мхом ручеек струйками перебирает: вовек бы не отошел, слушал… Какого человека сгубили, – тяжело вздохнула она. – Фауста бы написал. Какого Фауста! Великолепнее бы написал».
Этюд исполнен на стихотворение А.С. Пушкина «Пророк»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»
Создавая произведение, скульптор не следовала буквально содержанию стихов. Голубкина использовала хорошо ей знакомую христианскую иконографию: с ангелом издревле изображали апостола Матфея. Средствами своего вида искусства: композицией и динамичным мазком, она передала накал страсти и силу переживаний лирического героя Пушкина.
Художественный прием пластической передачи стремительного полета как воплощение сильного душевного движения был в дальнейшем не раз использован Голубкиной в творчестве. Отголоски композиции «Пророк» можно увидеть в портрете Н. Алексеевой «Нина» (1907, Третьяковская галерея), что придает этой скульптуре символическое звучание. Развитие темы полета как движения к обретенной общей цели видно в двух композициях: «Птицы» (1910, там же) и в группе, вырубленной в мраморе, – «Две» (1910, Киевский художественный музей). Наиболее ярко мысль о пророческом назначении поэта воплощена в портрете Андрея Белого (1907, Третьяковская галерея), также развивающем композиционные находки скульптуры «Пророк».
В 1932 году «Пророк» был передан в дар государству родственниками А.С. Голубкиной и вошел в собрание мемориального музея-мастерской. После закрытия музея в 1952 году оказался в Русском музее. В 1976 году музей-мастерская был воссоздан, и произведение вернулось в Москву. После вхождения мемориального музея в состав Третьяковской галереи фонды стали частью ее собрания.