Ваза «Туман» вырублена Анной Голубкиной по гипсовому отливу работы, выполненной первоначально в глине в свойственной скульптору свободной манере. Это символическое произведение в стилистике модерна. Легкие подвижные мазки образуют вихревую живописную массу, из которой, как из тумана, проступают лики спящих и грезящих во сне людей. Сама Голубкина говорила, что создавала вазу на тему возрастов человека: из зыбкого марева выплывают лица юной девушки, зрелого человека, глубокого старика. Другой очевидный мотив композиции – сон и сновидения. Поэтика сна богата и разнообразна: сон-забвение, вещий сон, сон-заблуждение, сон-смерть. Анне Голубкиной наиболее близок был символический образ сна как источника вещих прозрений и поэзии.
Все свои произведения в мраморе Голубкина исполняла сама, не прибегая к помощи ремесленников-мраморщиков. Ее авторство подтверждает вырубленная на основании вазы подпись «АГ». Художница любила мрамор и высоко ценила его художественные качества. «Мрамор – это царь перед гипсом», – говорила она. Чтобы освоить ремесло работы по мрамору и получить еще больше творческой свободы, Голубкина специально ездила во Францию и там переняла приемы обработки этого материала у парижских мраморщиков.
После перевода скульптуры из гипса в мрамор формы вазы стали мягче. В них проявилось еще большее сходство с клубящимися волнами тумана. На персональной выставке в Музее изящных искусств, открывшейся в феврале 1914 года, Анна Голубкина представила оба варианта «Тумана» – в гипсе и в мраморе. У посетителей экспозиции была возможность сравнить произведения и убедиться в правильности слов Голубкиной, что, переводя скульптуру в дерево или мрамор, она пересоздает ее, как бы исполняет заново, учитывая свойства материала.