Голубкина Анна (1864-1927)
«О, да...»
1913
Размер - 50,5 x 35 x 29
Материал - дерево тонированное
Инвентарный номер - Инв.4040
Приобретено Советом Третьяковской галереи у автора. 1915
Вырубленный в дереве бюст «О да…» – одно из символистских произведений скульптора. Голубкина принадлежала к тому типу художников, о которых Александр Блок говорил, что они «родились символистами». Она обладала даром «двойного зрения», способностью видеть за повседневностью сущности духовного порядка, без чего, как предполагал философ-символист Вячеслав Иванов, не может быть настоящего художника. Содержание пластического образа становится понятнее, если посмотреть на скульптуру сквозь призму современной ей культурной среды. Источником названия, а главное, образно-символического содержания скульптуры мог стать текст статьи «Заветы символизма» Вячеслава Иванова, поэта и теоретика символизма, включающий стихотворные строки:
Легло на дно пурпурное
Венчальное кольцо:
Яви, смятенье бурное,
В лазурности – Лицо!
И Душа Мира – откуда? из синеющего ли кристалла несказанных далей? из голубого ли нимба неизреченной близости? – ответствует поэту:
Я ношу кольцо,
И мое лицо –
Кроткий луч таинственного «Да» …
Вячеслав Иванов формулировал своеобразное кредо символизма: поэт должен донести в создаваемых им образах свод священных, основополагающих истин, то, «чему поэт сказал “да”», «с чем он обручился золотым кольцом символа». Символизм видится Вячеславу Иванову восстановлением связи между языком современным, носителем лишь ограниченного прагматического знания, и древним языком мудрецов – хранителей священной Истины.
В своем произведении Анна Голубкина запечатлела совершенно особое состояние мгновенного прозрения, внезапного и чудесного открытия Истины. Вместе с тем «О да…» – это образ самой сияющей Истины. Такая двойственность свойственна многим творениям Анны Голубкиной. Так, композиция «Огонь» – это изображение и людей, сидящих у огня, и самого пламени. В рельефе «Волна» центральная фигура – и пловец, борющийся с волной, и сама грозная стихия волн.