Голубкина Анна (1864-1927)
Коты
1909
Размер - 56 x 42,5 x 74
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-131
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
В родном Зарайске Анна Голубкина работала в приспособленном под мастерскую бревенчатом сарае. Просторное помещение с полками для готовой скульптуры, рабочими станками и местом для модели отапливалось небольшой выбеленной печкой. Сохранилась единственная фотография этой печи. На ней видно, что повыше печной топки, на углу, ближе к теплой трубе примостились две кошки: одна выгнула спину дугой и задрала хвост, у второй, лежащей, видна только морда, а ее тело вытянуто вдоль боковой стены. Такой необычной «припечной» скульптурой Анна Семёновна украсила свою зарайскую мастерскую, слепив своих домашних любимцев. Скульптурная группа сохранилась, в отличие от самой мастерской, и незатейливая сценка из деревенской жизни, изображенная скульптором, продолжает разыгрываться до сих пор.
Вспоминается пушкинское:
Жеманный кот, на печке сидя,Мурлыча, лапкой рыльце мыл:То несомненный знак ей был,Что едут гости…
Известно, что в доме Голубкиных очень любили собак: братья Анны Семёновны были заядлыми охотниками и имели свою свору гончих. Скульптор лепила собак неоднократно. Но в большом деревенском доме было не обойтись без кошек; однажды они привлекли внимание и были таким необычным образом увековечены Анной Голубкиной.
Гипсовый отлив наиболее точно воспроизводит вылепленное из глины произведение, с создания которого начинается любая работа скульптора. Быстрая смелая манера лепки, подвижная пульсирующая поверхность с глубокими тенями будоражат воображение зрителя, создавая затейливую светотеневую игру.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году он был ликвидирован, а работы переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976-м, когда музей восстановили. В 1986 году музей вошел в состав Третьяковской галереи.