Голубкина Анна (1864-1927)
Волна
1909
Размер - 30 x 45 x 25
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-58
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Пластический мотив в виде волнообразно изогнутых, прижатых друг к другу человеческих тел повторяется у Голубкиной неоднократно. Этот прием – вполне в духе формальных поисков стиля модерн, идеи которого она могла воспринять во время своих поездок в Европу. Примеры подобных изображений можно найти и в живописи тех лет. Эти идеи органично соединились у Анны Голубкиной с темами ее собственных произведений, в которых часто встречаются изображения символически осмысленной стихии.
Стоит отметить, что, будучи по духу своему реалистическим художником и, что немаловажно, жителем Среднерусской возвышенности, Голубкина должна была увидеть море своими глазами. Впервые это случилось в 1909 году в Крыму, где она оказалась по приглашению друзей. Голубкина провела несколько незабываемых, по ее словам, недель на южном побережье в районе Мисхора. Тем же 1909 годом датируется мраморный эскиз «Волна», и, хотя он не закончен, в нем угадывается тот же прием – изгибающаяся форма передана группой человеческих тел.
Очарованная морем, Голубкина и позднее стремилась воплотить в пластике беспокойную стихию. Как скульптор, неизбежно мыслящий формами человеческого тела – главного предмета изображения ваятеля, она соединяла их с формами природы. Закинутые над головами руки и сами головы образуют пенную шапку волны, а плотно прижатые друг к другу тела своим изгибом создают саму волну. Деликатная зеленоватая тонировка гипсового отлива завершает изысканный символический образ.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году он был ликвидирован, произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. В 1986 году музей вошел в состав Третьяковской галереи.