В творчестве Анны Голубкиной много произведений, которые она обозначала словом «этюд». Имена моделей в большинстве случаев неизвестны. Так произошло и с безымянной девушкой со строгим выражением лица, изображенной в активном развороте. По всей вероятности, это характерное движение – словно отгораживающее, оберегающее девушку от собеседника, – и привлекло скульптора. Впрочем, прежде всего автор проникся сложным внутренним состоянием модели, так ясно читаемым в ее лице с тонкими чертами. Тяжелая коса, уложенная вокруг головы, придает портрету значимость и выразительность. Стоит отметить, что высокие прически портретируемых в целом не характерны для творчества Голубкиной.
Проблема передачи движения в скульптуре, как главной выразительной особенности произведения, всегда привлекала Голубкину. Эта идея лежит в самой основе искусства скульптуры со времен древнегреческой классики. Над ней художница много работала. Рассуждая о скульптуре
«Сидящий человек» (1912, Третьяковская галерея), она говорила: «Не трудна задача передать движение в движении, а вот в сидящем человеке дать непреклонность воли к движению вперед... это во много раз труднее». Другой пример – произведение
«Нина» (1907, Третьяковская галерея), где в гипсовом этюде девушки ощущается идея спокойного, но неостановимого движения.
«Голова девушки» – один из многочисленных отливов произведений скульптора, которые сохранились в единственном варианте. При ликвидации музея-мастерской А.С. Голубкиной в 1952 году «Голова девушки» вместе с другими работами была передана в Государственный Русский музей. В 1976 году музей восстановили, и скульптура вернулась в Москву. В 1986 году музей-мастерская А.С. Голубкиной вошел в состав Третьяковской галереи.