Племянница Голубкиной Вера Николаевна вспоминала: «В доме у нас всегда хорошо относились к животным. Особенно тепло и любовно относилась к животным Анна Сёменовна. В них она видела не слуг, а друзей человека. Я помню, была у нас собака сеттер-гордон по кличке Варяг, очень умная и ласковая. Особенно привязана была она к Анне Семёновне. Когда в старости у нее отнялись ноги, Анна Семёновна переселилась с нею в мастерскую и терпеливо ухаживала за нею. На глазах у Анны Семёновны она и умерла». Как настоящий член семьи, Варяг остался запечатленным на нескольких семейных фотографиях Голубкиных.
Вероятнее всего, в композиции изображен именно любимый Варяг. Голубкина прибегает к интересному приему – лепит собаку в разных позах и, соединив их, создает двухфигурную композицию. Варяг послужил моделью для еще одного рельефа Анны Семёновны, где она также изобразила его дважды.
Сеттеры-гордоны появились в России в середине XIX века, стоили очень дорого и держать их могла только знать. Однако охота с шотландскими сеттерами требовала особых навыков и была непривычна для русских охотников, поэтому в них довольно быстро разочаровались и стали держать только для красоты. Как сеттер-гордон мог оказаться в мещанской семье Голубкиных – неизвестно, но, возможно, он отбился от хозяев или был к охоте вовсе непригоден и поэтому подарен Голубкиным. Сама кличка Варяг свидетельствует о том, что сеттер-гордон был чужаком, пришлым, европейцем в стае русских гончих, которых держали Голубкины. Варяг, скорее всего, был просто домашним любимцем, так как гончие вместе с сеттерами обычно в охоте не используются.
Породистая собака изображена Анной Семёновной отнюдь не парадно – она выкусывает блох. Извернувшееся животное представляет собой исключительно полезную для скульптора натуру: фигура напряжена, мышцы резко выражены. Использование в пластическом произведении контрапостной позы – задача сложная для скульптора, и Голубкина блестяще с ней справилась.
В 1932 году семья Анны Семёновны преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия скульптора. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. В 1952 году он был ликвидирован, а произведения переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. Спустя десять лет Музей-мастерская А.С. Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.