Голубкина Анна (1864-1927)
Христос
1911
Размер - 57 x 47 x 19
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-223
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Летом 1912 года Анна Голубкина писала сестре Александре в Зарайск: «Тут приехал Радаков, у него умерла жена, хочет заказать мне памятник и зовет осенью с Хотяинцевой и с ним съездить в Грецию за мрамором. По-моему, это хорошо было бы. Как он плачет о своей жене, громко, как дети. Она правда была очень хорошая…» Заказ на выполнение рельефа к надгробному памятнику Елены Петровны Радаковой на старом кладбище в Мисхоре Голубкина получила вместе с живущей в Крыму подругой Александрой Хотяинцевой.
Елена Петровна Радакова (1869–1910) была женой председателя земской управы Виктора Николаевича Радакова. Они жили в усадьбе Юрьевка неподалеку от Максимовских угольных шахт Донецкого бассейна под Макеевкой, тогда принадлежавших английской компании «Общество русских каменноугольных копей». Чета Радаковых была «русскими культурными людьми, хотя и новой, но всё же дворянской помещичьей складки…» – вспоминал инженер А.И. Фенин. Но Елена Петровна была известна не только как жена и хозяйка радушного дома, но, «будучи большим любителем и знатоком археологии… составила уже себе некоторое имя в литературе…» Она увлекалась историей, археологией и географией и написала несколько трудов по истории Украины XVIII–XIX веков: «Гетман Даниил Апостол в роли колонизатора» (1891), «Украинские казаки на Ладожском канале» (1896), «О ревизиях в Малороссии в 18 столетии» (1902), публиковала материалы по российской этнологии и золотым изделиям в сборниках трудов Археологического общества, была автором ряда очерков по географии Голландии, Швейцарии и Америки. Заболев туберкулезом, во второй половине 1900-х годов она переехала в Мисхор, где муж построил ей дом. Там она умерла в 1910 году и была похоронена на Графском кладбище.
Для надгробного памятника Александра Хотяинцева создала эскиз креста, в котором было запланировано место для рельефа, за исполнение которого взялась Голубкина. Сохранившиеся фотографии вариантов образа Иисуса Христа показывают ее поиски. Скульптор искала особое выражение лика Спасителя, принявшего мучения на кресте, – момент последнего вздоха уже готового проститься с жизнью, но еще пребывающего на земле, еще человека, но уже Бога. Голубкина создала – только по имеющимся сведениям – пять вариантов рельефа в глине, но, думается, их было много больше. Лишь в последней версии овальной формы требовательная к себе художница сумела схватить и передать в лике искомое состояние. Затем Анна Семёновна перевела рельеф в мрамор, который и был вмонтирован в мае 1913 года в установленный каменный крест, для чего Голубкина специально ездила в Крым.
В 1932 году семья скульптора передала в дар государству произведение вместе с другими работами художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован, а произведения направлены в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями. В 1986 году Музей-мастерская А.С. Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.