Для большинства любителей живописи имя Василия Кандинского ассоциируется с возникновением и развитием абстрактного искусства. Но в ранний период его творчество лежит в рамках вполне традиционных приемов.
В конце 90-х годов, когда Кандинский жил в Мюнхене и занимался живописью в школе-студии словенского художника Антона Ашбе, он ежегодно приезжал в Одессу. Семья будущего художника переехала в этот город, когда ему было пять лет, здесь он провел детство и юность и получил первое художественное и музыкальное образование. Именно в Одессе Кандинский впервые начал экспонировать свои живописные работы на выставке Товарищества южнорусских художников в 1898 году.
Одна из этих работ – «Одесский порт». Это пример классического пленэрного этюда, который можно поставить в ряд с произведениями достаточно традиционной пейзажной живописи, характерной для русского реализма конца ХIХ столетия, практически не выходящими за рамки живописной системы Поленова и Левитана, столь почитаемых художником в юношеском возрасте. В ней с большим трудом, лишь в некоторых фрагментах, угадывается будущий Кандинский, через полтора десятилетия пришедший к языку живописной абстракции.