Голубкина Анна (1864-1927)
Собаки
1912
Размер - 75 x 58 x 15
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-6
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Анна Семеновна очень любила собак, хотя и называла их «врушками», «лгунами», упрекая, что они «около людей испортились, заразились их пороками». На большинстве семейных фотографий рядом с Голубкиной есть собаки, жившие в их доме в Зарайске. Любовь скульптора к природе, к животным воплотилась в целом ряде произведений анималистического жанра, большинство из которых изображает собак.
Этих удивительно преданных животных Анна Семеновна лепила на протяжении всей своей творческой жизни: первый рельеф с десятью собаками был создан скульптором в 1894 году, позднее она запечатлела их на камеях. Острая наблюдательность, знание анатомии животных позволили скульптору передавать их характер, стать, повадки.
Оба брата Анны Голубкиной – Николай и Семен, были страстными охотниками, в их семьях всегда жили собаки, чаще всего гончие или легавые. На одной из сохранившихся в архиве Музея-мастерской А.С. Голубкиной фотографий они остались запечатленными рядом с братом скульптора. А выше, на стене сарая, виден в своем первоначальном состоянии рельеф «Собаки», на котором еще можно разглядеть третью собачью голову. Трудно сказать, в какой момент была она утрачена, но, несомненно, по воле скульптора, не раз менявшей композиции уже, казалось бы, состоявшихся произведений.
На рельефе остались запечатленными русские пегие гончие, которые сегодня интересны для историков-кинологов, так как в своре братьев Голубкиных жили собаки уже несуществующего сегодня крапового окраса. При стандартизации породы, происходившей в середине двадцатого века, данный окрас стал считаться выбраковкой и планомерно убирался.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. Спустя десять лет Музей-мастерская А.С. Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.