Голубкина Анна (1864-1927)
Портрет Г.И. Савинского
1926
Размер - 55 x 27 x 26
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-79
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Портрет Гавриила Ивановича Савинского (1882–1934), мастера художественного литья и многолетнего помощника скульптора Анны Голубкиной, выполнен лаконично, но вместе с тем обладает мощной пластической энергией. Художница убедительно передала характер портретируемого, его живой темперамент и добродушие.
Голубкина много говорила об идее вылепить своих помощников, она хотела, чтобы простых талантливых рабочих знали в лицо. «Что же мы всё великих да знаменитостей лепим? Надо нам и своих мастеров сделать», – говорила она своим подручным – форматору Гавриилу Ивановичу Савинскому и резчику по дереву Ивану Ивановичу Беднякову (1925, Третьяковская галерея). Сохранились воспоминания Савинского, в которых он с большим уважением рассказывает о скульпторе: «С Анной Семёновной Голубкиной я впервые встретился в 1902 году в формовочной мастерской при Строгановском училище. Что-то величавое было в ее внешности, что сразу же внушало уважение к ней. Работала Анна Семёновна чрезвычайно быстро. Мой бюст она сделала за два часа. На вопрос, как она могла так скоро сделать, она заметила: “Раньше думала”».
Последнюю встречу с Анной Семёновной, которая произошла в воротах литейной мастерской «Гранит», Г.И. Савинский впоследствии описывал с большим теплом: «Увидев меня, она обрадовалась. “Вот хорошо, Гаврила Иванович, что встретила вас...”» Слова Голубкиной, сказанные как-то по-особому, очень зацепили его, рассказ формовщика был наполнен глубоким уважением к скульптору.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.