Наталья Константиновна Кусевицкая – жена дирижера и музыкального деятеля Сергея Александровича Кусевицкого. Супруги были хорошо известны как значительные фигуры русской культуры начала ХХ века, создатели российского музыкального издательства, организаторы большой концертной деятельности и музыкального просвещения общества, особенно молодежи. Именно они оказали поддержку Александру Николаевичу Скрябину и Сергею Васильевичу Рахманинову, тогда только начинавшим композиторскую и исполнительскую деятельность.
Наталья Кусевицкая увлекалась скульптурой. Современники свидетельствовали, что «Наталья обладала разносторонне одаренной натурой. Она была отлично воспитана, высоко интеллигентна и прекрасно образованна. Она свободно говорила на немецком, французском и английском языках, играла на фортепиано, была талантливым скульптором, слушала лекции в Сорбонне, изучала социальные науки. Утренние часы проводила Наталья, как правило, в мастерской за лепкой». Известно, что в начале десятых годов ХХ века Анна Голубкина работала в своей мастерской с группой учеников, среди которых была и Кусевицкая.
По всей вероятности, именно в это время и был создан портрет, отмеченный величавостью, о чем вспоминали современники: «Нечто царственное проглядывало во внешности Натальи – и в молодости, и в зрелые годы». Портрет, созданный Голубкиной, точно и образно передает характер владелицы одного из самых заметных московских особняков эпохи модерн в Глазовском переулке, построенного по проекту архитектора Л.Н. Кекушева. Дополняют характеристику образа сохранившиеся воспоминания о натуре и внешности Натальи Кусевицкой: «Тонкие, недобрые губы ее были всегда плотно сжаты; общее выражение лица было неприветливое, несколько надменное… Наталья редко позволяла своим чувствам прорываться наружу. Тем, кто мало знал ее, она могла показаться холодной и нелюдимой, те, кто знал ее ближе, ощущали за ее сдержанностью натуру сильную и страстную».
С Кусевицкой связано создание Голубкиной еще одного произведения: «Когда уже оставались считаные дни до назначенного дня окончания занятий в студии, Анна Семёновна решила посвятить несколько сеансов изображению животных. Были приведены две чудные борзые от Кусевицких…» Не исключено, что Голубкина бывала у Кусевицких и видела собак, или жившая неподалеку Наталья Константиновна могла прийти с борзыми на занятие к скульптору, после чего и возникла идея создания рельефа
«Собаки» (1913, Третьяковская галерея). Один из последних замыслов А.С. Голубкиной был связан с воплощением образа А.Н. Скрябина: «Хочу еще сделать Скрябина. Я была в его музее и вижу, что можно его сделать с его музыкой, чего все его портреты не дают». Не исключено, что знакомство Голубкиной с музыкой Скрябина также произошло через Сергея Александровича Кусевицкого, который был администратором и основным исполнителем произведений композитора.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. Спустя десять лет Музей-мастерская А.С. Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.