В творчестве Анны Семёновны Голубкиной особую роль играет так называемый христологический цикл – серия произведений, посвященных Иисусу Христу. Большинство работ этого цикла связано с созданием горельефа для надгробия Елены Петровны Радаковой на мисхорском кладбище. Заказ был значим для художницы, им в ее творчестве открылась новая тема.
Для надгробного памятника подруга Голубкиной Александра Хотяинцева разработала эскиз креста, в котором было запланировано место для мраморного рельефа с образом Иисуса Христа. Начались длительные поиски образа, исполненного высокого звучания, полного надежды, духовной чистоты, готовности принять искупительную смерть на кресте. Для решения этого образа Голубкина избрала сложный момент – переход от бытия земного к бытию вечному. Задача уловить и передать этот момент последней надежды на спасение, последнего вздоха на земле была крайне трудной, и Голубкина лепила один этюд за другим, находя и отвергая найденное, усиливая звучание образа.
Этюд головы Иисуса Христа в терновом венце, плотно надетом на голову и изображенном, как и волосы, порывистыми быстрыми мазками глины, – промежуточный вариант. В окончательной версии, выполненной в мраморе (
«Христос», 1911, Третьяковская галерея), Голубкина довела образ до предельной лаконичности в решении формы. В этюде же она ищет способы выражения сложного душевного состояния. Скульптор словно стирает зрачок глаза, делая взгляд невидящим, как бывает, когда человек погружен в самого себя, чуть утолщает переносицу, добиваясь «львиноподобного» облика, чтобы придать значительность лику, слегка приоткрывает губы, шепчущие молитву. В этом, по всей вероятности, одном из последних вариантов поиска облика Иисуса Христа требовательная к себе художница наконец сумела передать нужное ей состояние. Лик Иисуса в терновом венце, устремившего взгляд вверх, поражает надеждой ожидания и готовностью переступить черту, отделяющую бытие земное от мира горнего.
В 1932 году эскиз головы Иисуса Христа был передан родственниками художника в музей, открытый в творческом ателье Голубкиной. Он стал первым в стране и четвертым в мире мемориальным музеем одного скульптора, но в 1952 году был ликвидирован. Произведения направили в Государственный Русский музей, и они вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями. В 1986 году Музей-мастерская А.С. Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.