Голубкина Анна (1864-1927)
Голова Иисуса Христа
1911
Размер - 41,2 x 34 x 8,5
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-225
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
В творчестве Анны Семёновны особую роль играет так называемый христологический цикл – серия произведений, посвященных Иисусу Христу. Впервые к образу Спасителя Голубкина обратилась, решив создать барельеф с изображением Христа Вседержителя для надгробного памятника на могиле матери, Екатерины Яковлевны Голубкиной, скончавшейся в декабре 1898 года. В середине – второй половине 1900-х годов она создала еще один барельеф с ликом Христа, вероятно, для памятника сестре Любови, умершей в 1900 году от туберкулеза. Местонахождение обоих произведений сегодня неизвестно.
Имея привычку создавать по нескольку этюдов, пока не будет достигнуто искомое состояние образа, Голубкина сохраняла лучшие, отливая их в гипсе. Это давало ей возможность затем вносить в следующий вариант необходимые, с ее точки зрения, изменения. Так было и с оплечным этюдом Христа – существует два варианта отлива в гипсе, схожих между собой, но отличающихся в деталях (Третьяковская галерея и частное собрание).
Будучи внучкой старообрядца-начетчика (Портрет П.С. Голубкина, 1892, Третьяковская галерея), Анна Семёновна, несомненно, хорошо знала иконографию Иисуса Христа. Широкая образованность в области изобразительного искусства позволяла ей легко работать практически в любом направлении. Создавая образ Христа, по всей вероятности, один из ранних в ее творчестве, она придерживалась традиционной иконографии лика Спасителя. Он приближен к известному описанию наружности Иисуса в письме проконсула Иудеи Публия Лентула в римский Сенат: «Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных…»
Изображение Спаса оглавного Голубкина замыкает в овал – символ горней сферы, который передается при помощи неба видимого. Символический круг выводит Спасителя из рамок исторического бытия, указывая на вневременное пребывание Христа в мире.
По всей вероятности, этюд был разработан к исполнению в мраморе. К сожалению, в 1960-е годы во время установки памятника на месте захоронения Анны Семёновны Голубкиной все остальные памятники на могилах родных скульптора были снесены. Судьба мраморного рельефа неизвестна. Однако вариант в гипсе дает возможность увидеть одно из первых прикосновений скульптора к теме.