Голубкина Анна (1864-1927)
Иисус Христос
1913
Размер - 63,4 x 49 x 27,5
Материал - мрамор
Инвентарный номер - МГ СК-230
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Мраморный рельеф с изображением Христа выполнен Анной Голубкиной для установки на могилу Елены Петровны Радаковой весной 1913 года. За год до этого скульптор получила заказ от Виктора Петровича Радакова, о чем писала в письме сестре Александре в Зарайск: «Тут приехал Радаков, у него умерла жена, хочет заказать мне памятник и зовет осенью с Хотяинцевой и с ним съездить в Грецию за мрамором. По-моему, это хорошо было бы. Как он плачет о своей жене, громко, как дети. Она правда была очень хорошая…» Скульптор могла получить заказ на выполнение рельефа к надгробному памятнику Е.П. Радаковой на старом крымском кладбище в Мисхоре через живущую в Крыму подругу Александру Хотяинцеву, которая разработала эскиз памятника, запланировав в средокрестии место для мраморного рельефа, над которым работала Анна Голубкина.
Как и многие художники, Голубкина обратилась к одному из самых почитаемых в христианском искусстве сюжетов – последнему земному мгновению жизни Иисуса. Она словно ловит его вздох – когда Спаситель еще на земле, но вот-вот ее покинет. Выразительность лика Иисуса в терновом венце, устремившего взгляд вверх, поражает надеждой и готовностью переступить черту, отделяющую бытие земное от мира горнего. Сложную задачу Анна Голубкина решает артистически точно: скульптор передает ощущение порыва, готовности перехода Христа в мир иной – еще мгновение, и душа покинет тело.
После долгих поисков Голубкина остановилась на рельефе овальной формы. Композиционное решение рельефа одновременно сложное и максимально простое, четко симметричное. Художник сочетает сразу два типа рельефа – высоким горельефом исполняет голову Иисуса, излюбленным низким, растворяющим изображение в белоснежной чистоте мрамора, – тело с воздетыми руками. Форма рельефа была выбрана не случайно: иконографически слава Христа изображалась в виде ореола – овала или круга, часто состоящего из нескольких слоев, символизирующих горнее небо, и имеет исключительное значение вневременного, вечного характера. Узкий бортик края овального рельефа в первоначальном решении в глине был у Голубкиной более широким, но она сочла возможным утоньшить его, добиваясь впечатления прозрачности сферы.
По всей вероятности, художница и сама была удовлетворена найденным решением образа. Она рубила рельеф дважды – один в мае 1913 года был установлен на кладбище в Мисхоре, другой сохранился в ее мастерской в Большом Лёвшинском переулке. Первый с годами оказался практически стерт ветрами и дождями влажного южного климата. Второй был передан в 1932 году семьей скульптора в дар государству вместе с другими работами художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной открылся первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован и произведения направлены в Государственный Русский музей. Они вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями. В 1986 году Музей-мастерская А.С. Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.