Дмитрий Цаплин нашел в скульптуре «Встающий человек» пластическую метафору, вызывающую широкий ряд смысловых ассоциаций. Она может быть интерпретирована как визуальное воплощение идеи зарождения смелой мысли, движения к новому бытию или пробуждения народного сознания. Авторского комментария к произведению не сохранилось, художник не любил пояснять замыслы своих работ, предоставляя зрителю возможность самостоятельно осмысливать образ.
В сдержанном движении экспрессивных объемов скульптуры читается предельное напряжение физических усилий героя. Фигура вместе с опорой образует мощный монолитный блок, сковывающую массу которого человек будто стремится преодолеть. Известно, что существовала нижняя часть произведения, изображающая стопы героя. Утрата не нарушила композиционной гармонии, образ воспринимается целостно и завершенно. «Встающий человек» демонстрирует важную особенность творческой манеры Цаплина. Она состоит в том, что в станковые скульптуры мастер нередко вкладывал потенциал монументального произведения, в перспективе допуская возможность перевода своего замысла в большой размер.
К образу встающего человека Дмитрий Цаплин повторно обратился спустя 40 лет после создания первого варианта из дерева. В 1967 году, в преддверии 50-летия Октябрьской революции и меньше чем за год до смерти, Цаплин на Мытищинском камнеобрабатывающем заводе начал работу над огромными человеческими фигурами из гранита. Десять масштабных скульптур, по замыслу автора, должны были воплотить пафос революции и величие советской эпохи. Свою идею художник успел реализовать лишь частично. Сохранившиеся архивные фотографии свидетельствуют о том, что одним из воплощенных образов этой серии, вероятно, символизирующим начало революционных перемен, была фигура встающего человека.