Фигура со спины. Кубизм
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Фигура со спины. Кубизм
1914
Размер - 26,7 x 20,7
Материал - бумага бежевая
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-14267
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Рисунок натурщицы со спины был сделан Л.С. Поповой в Москве после возвращения из Парижа, где она училась зимой 1912−1913 годов в академии «La Palette» под руководством известных мастеров и теоретиков кубизма Ж. Метценже, А. Ле Фоконье и А. Сегонзака. Она, несомненно, знала книгу Метценже и Глеза «О кубизме», вышедшую в Париже в 1912 году. По свидетельству Веры Мухиной, «в Париже Попова была целиком одержима теорией и практикой кубистов: много говорила о кубистах, хвалила, горячилась». Преодолев многие трудности освоения новейшего художественного языка и, что еще сложнее, приняв идеологию новейшего искусства, за парижский сезон 1912–1913 годов Попова из начинающего живописца превратилась в профессионала и подлинного художника ХХ века.
В 1914 году в Москве Попова работала в собственной мастерской и в студии на Остоженке, 37, организованной В.Е. Татлиным осенью 1913 года. Здесь молодые художники – сам организатор, а также А.А. Моргунов, Александр и Виктор Веснины, Р.Р. Фальк, В.И. Денисов и В.М. Ходасевич – рисовали, главным образом, натуру.
Любовь Попова экспериментировала с обобщением элементов человеческого тела в четко обрисованных, почти геометрически правильных формах. Ее рисунки этого времени – «закованные в латы» мужские и женские фигуры в разных позах. В рисунках натурщиков, сделанных в мастерской на Остоженке, части человеческих тел укладывались в ясную стереометрическую форму, уподоблялись элементам механизмов – подчеркивалось их взаимодействие в движении, в работе. При этом, как в листе «Фигура со спины», художница парадоксальным образом могла придать жесткой геометрической форме ощущение женственности.
Парижская кубистическая закваска была обогащена в то время знакомством с открытиями Татлина. Помимо работы карандашами и кистями в общей мастерской велись беседы и споры об искусстве. Влияние татлинской концепции формы в дальнейшей творческой эволюции Любови Поповой оставалось заметным всегда, как и впечатления от классического европейского искусства.