Прозодежда актера № 5
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Прозодежда актера № 5
1921
Размер - 35,6 x 30,7
Материал - бумага
Техника - цветные восковые карандаши, графитный карандаш, чертежные инструменты
Инвентарный номер - РС-12090
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Перед нами набросок женского варианта «прозодежды актера». Схематично намеченная фигура одета в юбку и фартук. В остальном Попова использует стандартные элементы: характерный головной убор, переходящая из эскиза в эскиз прорисовка ступней и обуви.
Рисунок выполнен чертежными инструментами в два цвета: черный и голубой, лишь очерк лица намечен оранжевым мелком. Лаконизм исполнения вполне соответствует стилистике конструктивизма, в которой в то время работала художница.
Обычно «прозодежду актера» связывают со спектаклем Вс. Мейерхольда «Великодушный рогоносец», который оформляла Попова и где актеры впервые на сцене работали в таких костюмах. Однако это не совсем так. «Прозодежда» была задумана раньше.
В 1921 году Попова разработала в Государственных высших театральных мастерских (ГВЫТМ) программу курса «Костюм как элемент материального оформления», где трактовала театральный костюм в разных аспектах.
Прежде всего она рассматривала сценический костюм как зрительный элемент спектакля, но также включала и проблему его соотношения с ритмом звучащего слова и движения.
Художница выполнила целую серию костюмов «прозодежды актера», разбросанную ныне по разным музеям и коллекциям. Такой костюм должен был быть максимально удобен для любых движений, для свободы игры и импровизации. Он соответствовал мейерхольдовской системе актерского тренажа – биомеханике. Не случайно номером первым в этой серии был костюм гимнаста.
Выступая в Институте художественной культуры на обсуждении спектакля «Великодушный рогоносец», Попова пояснила, что «прозодежда» должна была выполнять еще и утилитарную функцию одежды для актеров и учеников мастерских. В конспекте доклада она написала: «Кроме того, костюм предназначался для каждодневной и обыденной жизни и работы актера, и поэтому необходимо было сделать его утилитарным и для этой цели и заменяющим всякую другую одежду…»