Попова Любовь (1889-1924)
Пространственно-силовое построение
1921
Размер - 34,2 x 28
Материал - картон коричневый
Техника - гуашь, лак, черный карандаш, чертежные инструменты
Инвентарный номер - РС-14452
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Зимой 1916–1917 годов Л.С. Попова активно участвовала в организации художественного общества «Супремус», создавала проекты его знака и марки. Возможно, именно сближение с кругом единомышленников Малевича хотя и не сделало ее послушной последовательницей лидера, но вдохновило на следующий важнейший этап творческой эволюции – создание нового типа композиций, названных ею «пространственно-силовые построения».
Работы, созданные в новой системе, отличает от устойчивых и гравитационно определенных «живописных архитектоник» прежних лет движение форм, лишенное земного тяготения. В этих оригинальных композициях, созданных почти целиком в 1921 году в живописи маслом на холстах или фанере, а также гуашью на бумаге и картоне, Попова постепенно отказывается от системы цветовых плоскостей.
Предметно трактованные цветные плоскости утратили здесь свой вес и плотность, они заменены не имеющими четко определенных границ сгустками цвета. Художница часто использует мотив кругового движения неких незавершенных форм либо просто линий и даже пунктиров – следов промелькнувшего движения. В этих композициях живописное пространство, полностью покрывающее поверхность картины, сгущается, образует некую безвоздушную вселенную. Живопись этого типа по своей философии становится у Поповой ближе к малевичевской концепции безграничного пространства – аналога мирового пространства, лишенного земных координат.
В этих работах Любовь Попова уходит одновременно и от супрематического направления с четко обозначенными цветными плоскостями, и от татлинской материальности. При этом парадоксальным образом от светлых «космических лучей» и окружностей можно протянуть нить к новым произведениям художницы, созданным уже не как станковые «экспериментальные» работы, но как проекты театрального оформления.
«Пространственно-силовые построения», как и произведения других циклов, пережили определенную эволюцию, при их создании художница решала несколько различных композиционных задач.