Кравченко Алексей (1889-1940)
Париж
1926
Размер - 37,6 x 52,6
Материал - бумага коричневая
Техника - тушь, кисть
Инвентарный номер - Инв.8919
Приобретено у автора. 1927
Алексей Кравченко увлеченно и успешно работал в разных графических техниках, как печатных – черный и цветной офорт, офорт с резцом, два вида ксилографии, линогравюра, так и в станковых рисунках. Многие работы мастера стали классикой русской графики. Традиция Кравченко, продолженная его учениками, демонстрировала вторую линию московской гравюры, отличную от формальной системы школы В.А. Фаворского. Симптоматично, что оба мастера, и Фаворский, и Кравченко, в 1925 году получили на Международной выставке декоративных искусств в Париже Гран-при по разделу «книга».
Художник посетил Италию в 1925 году, был отмечен как лидер на выставке в Монце-Милане в 1927-м и в том же году показал персональную выставку в Париже. В 1926 году из любимой Италии ему пришлось уехать в Париж. И если, рисуя итальянские пейзажи, Кравченко разными способами стремился передать ее теплый, солнечный образ, то парижские виды, как впоследствии и нью-йоркские, он обычно передавал в строгой, темной цветовой гамме.
В этом рисунке художник объединил два разных впечатления от города: на переднем плане плоский берег, над которым возвышается набережная, на другом берегу многоэтажный Париж и острые вертикали готических сооружений. На ближнем берегу несколько человеческих фигурок: слева под деревьями сидит задумчивый мечтатель, другие чем-то заняты у воды. Рисунок выполнен на коричневой бумаге, придающей пейзажу легкую дымку и сумрачность. Как обычно, Кравченко работает линией, в данном случае тонкой кистью он воспроизводит и песок на берегу, и водную поверхность, и голые ветви осенних деревьев.