Брюллов Карл (1799-1852)
Голова старика. Этюд
Между 1843 и 1847
Размер - 21,8 x 18,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1742
Дар В.Г. Дуловой. 2000
Время работы художника над образом позволяет связать сюжет станкового произведения с подготовительными работами по созданию монументальной росписи главного купола Исаакиевского собора на сюжет «Богоматерь во славе в окружении святых».
13 ноября 1843 года Брюллов, наравне с другими художниками, подписал контракт на производство живописных работ в храме. По итогам напряженного труда он выполнил множество эскизов и рисунков, которые помогли в расчетах сложной композиции купола. Мастер должен был приступить к выполнению заказа в июле 1845 года, однако начало работ откладывалось. Уже 4 февраля 1848 года главный архитектор собора Огюст Монферран сообщил в Комиссию, что деятельность Брюллова давно остановлена, и выступил с предложением назначить ему преемника. Им оказался П.В. Басин, который 22 мая 1848 года на докладе члену Комиссии о построении собора князю П.М. Волконскому обязался воплотить замысел знаменитого художника, сохранив разработанную им композицию и колорит.
Степень личного участия Брюллова в росписи купола до сих пор остается на уровне предположений. Ученик мастера М.И. Железнов писал, что «в 1845 г. Брюллов подмалевал в барабане купола трех апостолов: св. Андрея, св. Иуду, св. Якова… Но так как через несколько дней… из-под краски начала выступать известь, то Брюллов не мог их окончить…» Дочь знаменитого петербургского архитектора Е.Н. Львова приписывает кисти маэстро только одну из двенадцати фигур: «Мы были у него вверху и видели, как он первую фигуру написал, которая весьма понравилась Государю; тут же Брюллов нам сказал, как тяжело ему работать, потому что, несмотря на стеклянные рамы, которые его отделяли от нижней части церкви, в которой тесали гранит и мрамор, самая тонкая пыль летела к нему, и мне показал он отставшую бумажку от его картонов, на которой и лежала в палец толщины самая мелкая от камней пыль… Всё это вместе усилило его болезнь; он принужден был от купола отказаться».
Вероятно, произведение из собрания Государственной Третьяковской галереи – этюд для группы «Апостолы Пётр и Павел с ангелами» слева от Богоматери в главном куполе Исаакиевского собора.
Схожие по исполнению этюды представлены в коллекции живописи Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.