Иванов Александр (1806-1858)
Пророк Исаия с сыном перед царем Ахазом
Конец 1840-х – 1858
Размер - 25,4 x 33,5
Материал - бумага
Техника - акварель, итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.8510
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист входит в графический цикл «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
«Пророк Исаия с сыном перед царем Ахазом» – сюжет из Ветхого Завета. Ахаз – царь Иудейского царства, одного из двух древних еврейских государств, со столицей Иерусалимом.
В царствование Ахаза Иерусалиму стали угрожать заключившие между собой союз цари сирийский и израильский. Они хотели завоевать Иудею, свергнуть Ахаза и поставить другого царя. В Иерусалиме началась подготовка к осаде, ждали нападения союзных войск. В это время по повелению Бога вышел навстречу Ахазу пророк Исаия вместе с сыном. Он успокоил царя и объявил, что замыслы врагов не осуществятся, они не завладеют Иудеей.
Заметив неверие Ахаза, Бог через пророка предложил царю просить какого ему угодно знамения. Однако Ахаз отказался просить. Тогда пророк сам провозгласил знамение от Бога, которое должно удостоверить царя и весь его царский род, идущий от царя Давида, в безопасности от наступающих врагов.
Знамение таково: Дева родит сына, которому дадут имя Еммануил, что значит «с нами Бог». Под Еммануилом Исаия подразумевал истинного Бога, который явится на земле во плоти человека.
Предсказанное рождение в будущем Еммануила – Мессии – из царского дома Давидова должно было служить доказательством того, что и в этот раз дом Давидов не погибнет.
Сюжет, предназначенный для росписи стены «Благовестие о зачатии Мессии», сопоставлялся с сюжетами «Благовещение» и «Сон Иосифа» как древнее пророчество о рождении Мессии от девы.