Иванов Александр (1806-1858)
Благовещение
Конец 1840-х – 1858
Размер - 26 x 39
Материал - бумага
Техника - акварель, белила, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.8516
Поступило из Государственного Румянцевского музея. 1927
Лист входит в графический цикл «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
«Благовещение» – один из двух центральных сюжетов задуманной стенной росписи «Благовестие о зачатии Мессии». На сюжет «Благовещение» Иванов сделал несколько вариантов композиций.
В этом эскизе художник изобразил кульминацию события. Деве Марии явился архангел Гавриил, сообщивший, что у нее родится сын, который будет Сыном Божиим. Готовясь уйти, ангел протягивает руку к Марии, и она, принимая волю Бога, оказывается в центре круга божественного света. От лона Марии расходятся лучи, на которых можно прочитать: «И слово плоть бысть». Это цитата из первой главы Евангелия от Иоанна на церковнославянском языке. В русском тексте Библии место звучит так: «И Слово стало плотью». Евангелист рассказывает здесь, что Бог воплотился в человеке, своем единородном сыне Иисусе Христе, который, будучи человеком по плоти, не переставал быть Богом.
Следуя тексту Евангелия, художник выбрал момент, когда исполняется божественная воля, переданная Марии архангелом Гавриилом. Слово, Логос, сущность Бога воплощается – становится плотью в младенце Иисусе.
Эта композиция «Благовещения» ближе варианту, изображенному на эскизе росписи стены «Благовестие о зачатии Мессии».